rss
    Версия для печати

    Уроки Ионы пророка

    Представьте, что Вы – гражданин СССР. Идет Великая Отечественная Война. Вам велено отправиться в Берлин, ходить там по улицам, говоря, что из-за грехов немцев их город будет разрушен. Примерно в такой ситуации оказался 28 столетий назад человек по имени Иона.

    Икона неизвестного автора (XX век). Монастырь Преображения Господня, Бруклин, СШАфото: www.russned.ru/

     

    Икона неизвестного автора (XX век).

    Монастырь Преображения Господня,

    Бруклин, США

    фото: www.russned.ru

    Бог сказал Ионе, чтобы он отправился  в Ниневию - столицу Ассирийской империи, чтобы говорить ее жителям о том, что их злодеяния дошли до Господа. В то время Ассирия была сильнейшим государством на Ближнем Востоке, которое нападало в том числе на еврейское Северное Царство Израиль.        

                Можно ли убежать от проблемы?         

                Можно понять Иону, который не хотел ехать во вражеское государство, да еще и с такой миссией! Ниневитяне могли насмеяться над ним и жестоко расправиться с евреем-проповедником.

                Странной, по-детски смешной кажется реакция Ионы. Он захотел уйти от сложной ситуации. «Бежать от лица Господня» Иона решил не куда-нибуль, а на самый край обитаемой земли, на территорию нынешней Испании. Представьте себе карту Средиземноморья, и Вы увидите, что путь Ионы лежал в Фарсис (или Тартесс), на Запад, т.е. был прямо противоположен тому направлению, которое указал ему  Бог.

                Но ведь от Бога нигде не спрячешься. И Иона это хорошо знал, все-таки поддался своим эмоциям. Во время плавания по морю началась буря. В те времена люди связывали происходящее в этом мире с тем, что творится в мире другом. Моряки сообразили, что буря - это наказание за что-то, и принялись молиться своим богам. Иона же улегся спать, как будто его это никак не касалась. Он решил, что проблема разрешится сама собой!

                Корабельщики разбудили Иону. Его рассказ удивил и испугал их. «Для чего ты это сделал?». Действительно, почему мужчина, откровенно сказавший о себе: «я-Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу», решил бежать от своего Бога, тем более такого могущественного?

                Осознание ответственности

                 Иона понял, что ему придется отвечать за свои поступки, и настоял, чтобы его бросили в море. (Перед этим сознательные мореплаватели помолились Богу, чтобы он не вменил им это в грех). Буря немедленно прекратилась.

                В море Иону проглотила большая рыба-кит. Три дня Иона сидел у него во чреве и молился Богу, и наконец кит «изверг Иону на сушу». Тогда Бог второй раз повелел Ионе идти в Ниневию. После стольких приключений Иона понял, что нельзя не исполнить волю Господню, и поехал в Ассирию.

                Наверняка он был зол на себя и на этих ниневитян, из-за которых ему пришлось столько претерпеть и, наверное, навлечь на себя гнев Господа. Он ходил по городу и пророчествовал о том, что за грехи жителей через 40 дней Ниневия будет разрушена.

                Вообразите себе подобную ситуацию в сегодняшней Москве. Некий чужеземец, возможно, с большим акцентом, говорит о том, что москвичи - великие грешники

    и из-за этого столица будет разрушена Богом. Наверное, прохожие проходили бы мимо странного человека. Возможно, его бы задержала милиция. Журналисты непременно написали бы о нем, как о городской диковинке, пару заметок или статей... Или кто-то все-таки задумался бы над своей жизнью? Когда дни проповеди истекли, Иона вышел из города, который доставил ему столько хлопот, и уселся в стороне смотреть, что же будет с городом.

       

    Мозаика ок. 800-1000 гг. Фото: www.russned.ru
     Мозаика ок. 800-1000 гг. Фото: www.russned.ru

            Урок милосердия

                А ниневитяне поверили словам Ионы. О проповеднике рассказали царю, и могучий ближневосточный владыка оделся во вретище и в знак траура и покаяния сел на пепле. Он приказал абсолютно всем горожанам держать строгий пост (не есть), крепко молиться Богу, «чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Наверное, то, что люди серьезно задумались над своей жизнью, покаялись и очистили свои души, было самым желанным для Бога результатом. После этого Ниневия простояла целых 200 лет.

                Иона же огорчился и был раздражен. Он ждал, что ниневитяне, причинившие столько бед израильтянам и ему лично, погибнут, а они покаялись и обратились к добру!

                Бог преподал Ионе урок. Когда пророк сидел и ждал гибели города, рядом с ним выросло растение, которое защищало его от палящего Солнца. Вскоре растение увяло, и Иона пожалел о нем. «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, - сказал Бог Ионе.  - Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

                Пророческий смысл

                «Книга пророка Ионы» - это рассказ о том, что Бог милостив ко всем людям. Каждый человек, даже большую часть жизни поклонявшийся идолам или неверующий, может обратиться к Богу, честно признаться перед ним в своих ошибках и получить прощение.

                А еще о том, что можно и нужно делиться добром и знанием о добре с другими людьми, хотя они кажутся нам чужими. Потому что перед Богом все люди равны.

                Это небольшое повествование еще и свидетельство о том, что сердце каждого человека на самом деле готово открыться  для добра  и, как это ни покажется странным и неправдоподобным сегодня,  веры. Когда люди спрашивают о вере, внешне они кажутся настроенными скептически, насмешливо, враждебно... Но это совсем не значит, что то же самое есть у них в душе. Не думаю, что ниневитяне казались Ионе заинтересованными в разговоре о грехах  или хоть как-то расположенными к беседе о вере. И все-таки он пересилил свои страх и стеснение, сказал им об этом - и они выбрали правильный путь.

     Фото: www.russned.ru
      Фото: www.russned.ru

    Через восемь столетий на этот факт укажет Иисус Христос: «Род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего... Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лк 11:29-30, 32).

                И еще немного о символическом смысле книги. В ките Иона пребывал три дня. В Евангелии от Матфея Иисус Христос указывает на это событие как о пророчестве о Его тридневном пребывании во Гробе и последующем воскресении. Добавим, что сам Иона был родом из Гафхефера, селения,  которое располагалось рядом с родным городом Иисуса Христа.

                Чтобы плыть в Тартесс, Иона прибыл в Иоппию (нынешняя Яффа). Через 8 столетий этот город, из которого Иона бежал, чтобы не пророчествовать перед чужеземцами, станет местом, в котором Бог сообщит Апостолу Петру, что в Церковь надо принимать не только израильтян, но и все другие народы.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Алексей, Москва7.10.2008 17:08 #
    Пара колоритных деталей из церковнославянского перевода:
    1. "Что ты храпишь?" - спрашивают Иону корабельщики.
    2. Бог произрастил над Ионой не какое-то абстрактное растение, а тыкву! "И возрадовался Иона о тыкве радостью великою"...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru