rss
    Версия для печати

    Протоиерей Алексей Уминский: «Мы забыли слово "свобода", и мы забыли слово "любовь"»

    Разговор с протоиереем Алексеем Уминским о Православной Церкви сегодня, духовном комфорте, общении с Богом по смс-кам и о многом другом.

    Отец Алексей, что такое жизнь во Христе и жизнь в Церкви? Какие вопросы волнуют сегодня церковных людей?

    – Сегодня наша жизнь в Церкви заключена между двумя полюсами: «можно» и «нельзя». Что можно есть в пост, что можно делать в храме – вот вопросы, которые возникают чаще всего. Создается ощущение, что жизнь христианина состоит из запретов и разрешений. И попробуйте громко сказать, что это не так. Поднимется вопль и вой людей, у которых отбирают подпорку – церковные правила и обычаи, систему норм и запрещений. В этом проявляется нежелание человека жить в свободе, потому что такая жизнь удобна, потому что она всё время предоставляет тебе самооправдания на основе внешних правил.

    Масса людей возразит: а как же заповеди? Ребята, это не жизнь во Христе! «Не убей, не укради» – это уголовный кодекс. Любая религиозная и этическая система будут говорить то же самое. Вы без Бога будете исповедовать одни и те же ценности. Тогда причем здесь вера во Христа? Десять заповедей, открытых Моисею, даны исключительно для того чтобы, человек не стал скотиной и не сошел до уровня свиньи, обезьяны и волка. Но людям становится очень страшно, когда рушится их представление о Церкви как о системе табу. И мне кажется, сегодня для нас, христиан XXI века, выход в том, чтобы Евангелие снова стало Книгой жизни.

    – И именно поэтому Вы решили составить книгу «Беседы на Евангелие»? Почему Вы считаете, что сегодня это будет интересно для читателей?

    – Меня самого чтение Евангелия и переживание Евангельского слова делает немного другим человеком. Мне это дает возможность просто жить дальше, иначе  в этом мире как-то скучновато и неуютно. Когда я слышу Евангелие, я понимаю, что мне делать с самим собой. Поэтому мне хотелось поделиться своими мыслями и найти таких собеседников, которые готовы соглашаться со мной или спорить, но главное - слушать вместе Евангелие.

    Очень важен личный опыт встречи с Богом, которым можно поделиться. Я хотел рассказать о своем опыте. Владыка Антоний Сурожский говорил, что если увидишь какой-то фильм или книгу, то бежишь к друзьям и говоришь: «Слушайте, я такую книгу прочел! Я такой фильм видел!». Понимаете? А мы обычно говорим, что можно и нельзя в Церкви. Евангелие не рождает в нас это стремление поделиться, и не становится событием для нас.

    – А если человек читает Евангелие, но этот текст не вызывает у него ответного переживания?

    – Так бывает, потому что современная Церковь не акцентирует внимание на Евангелии как на Книге жизни. И, к сожалению, Церковь сегодня не сосредоточена на Христе как на личности. Знаете, наша жизнь настолько дисциплинирована, обусловлена внешним рефлексом, что человеку никуда не надо идти, потому что всё уже определено формальными правилами. Следование внешним нормам даёт ощущение духовного комфорта. Если же у меня возникают вопросы, то на них давно приготовлены ответы. Неслучайно у нас выходят книги под названием «Ответы священника», «1500 вопросов» или «1200 ответов». Когда христианину не надо думать, не надо переживать и не надо идти за Христом, наступает состояние отчуждённости, духовной смерти. Человек всё правильно, вроде, делает, а жизни нет: в душе оскудение, пустота, скука. Потому что если Евангелие не вызывает у тебя вопросов, не заставляет думать и искать ответы, не снимает с тебя шкуру, если Евангелие не делает больно, это плохо.

    – Есть такое мнение, что главное в церковной жизнипочувствовать Иисуса Христа как личность.

    – Не только почувствовать Его какой-то чувственной своей сферой… Встретившись со Христом, человек не может оторвать от него глаз, понимаете? Когда человек встретится со Христом как со своим Спасителем, он за Ним пойдет туда, не знаю куда, принесет то, не знаю что, и не будет ни о чем другом думать.

    Церковь превратилось сегодня в закрытое общество именно потому, что дисциплина (форма без содержания) стоит на первом месте. Опасность заключается в том, что за правилами церковной жизни мы забыли слово "свобода", и мы забыли слово "любовь". Но при скудности любви и свободы уничтожается сам дух веры.

    – Мне кажется, что многие из наших соотечественников считают Церковь неким комбинатом духовных услуг…

    – Конечно. Более того, мы сами это отношение сформировали. Мы превратили церкви в магазины, приучили людей, что Церковь – это место, где всё что-то стоит, причем стоит обыкновенного денежного эквивалента. И когда нам говорят, что это форма пожертвования, простите, никто в это не верит, потому что когда есть ценники, ни о каком пожертвовании говорить нельзя.

    Я, кстати, на Rambler’e свою почту открываю, и контекстной рекламой идет: «Подай записку о здравии и упокоении, зажги свечку по смс-ке». Я нажимаю, и мне вылезает сайт Пушкинского благочиния. Пожалуйста!

    Мы упрекаем католиков за электрические свечи, за индульгенцию, мы не соглашаемся, когда церковь обвиняют в том, что она занимается бизнесом, но, извините, это что такое? Людям беспардонно ввинчивается в мозги, что с Богом можно общаться по смс-кам. В результате человек боится Богу молиться своими словами. А если заплатил, то, вроде, появляется надежда, что Бог услышит.

    – Мы усложняем формальные правила и упрощаем священные моменты.

    – Об этом я в свое время говорил на круглом столе, посвященном катехизации и подготовке к причастию. Мы максимально упрощаем приход к венчанию, к крещению без всякой подготовки за деньги для невоцерковленных и максимально усложняем приход к причастию для своих. Надо причащаться определенное количество раз в году, вычитывать определенное количество молитв, наконец, поститься определенное количество дней. Мы строим максимальные препятствия на живом пути ко Христу для верных и совершенно спокойно открываем к таинству дорогу для неверующих, чтобы заплатили.

    – Вы озвучиваете такие вещи, которые многие боятся проговаривать. Есть ли выход?

    – Выход в том, чтобы Евангелие стало отправной точкой на пути к Церкви, ко Христу. Евангельская правда в церкви должна восторжествовать над внешним традиционным образом православного христианина. Обновление должно идти не там, где принято думать. Пускай останется церковно-славянский язык богослужения, пускай священники будут служить с закрытыми Царскими вратами. Это не имеет никакого значения для спасения души. Надо, чтобы Церковь проникалась Евангелием и требовала (я думаю, что требовать надо, но требовать с любовью) от своих чад, чтобы они жили Евангелием и даже страдали от Евангельских слов, чтобы эта Священная Книга била по зубам, проникала в сердце, радовала, огорчала.

    – Это же сам человек должен проникаться Евангелием…

    – Это Церковь должна, прежде всего, в лице своего священноначалия. Патриарх должен по-евангельски любить братьев-епископов и священников, обращаться со словом любви, доброй, ласковой, мягкой любви. Священники должны друг к другу относиться с любовью. Епископы должны смотреть на священников не как на поденщиков, которые по крепостному праву им принадлежат, а как на своих братьев и детей. Также должны относиться священники к пастве: не как к возможному извлечению доходов, а как к своей общине. Это не значит, что сегодня вся Церковь погрязла в фарисействе. Я говорю о тенденции, которая для меня очевидна.

    – Как Вы относитесь к тому, что очень многие люди приходят к священнику, чтобы он был посредником между человеком и Богом?

    – Многие хотят, чтобы забрали их свободу, вы понимаете? И они в Церкви находят такую возможность. Но эта манипуляция друг другом вне Евангелия и делает Церковь такой страшной для внешнего мира.

    Христос дает свободу, а не забирает её. А многие свободы боятся. Христос в Евангелии говорит юноше: «Иди за Мной». Иди за Мной свободным, но иди за Мной так бесстрашно, чтобы тебя ничего не держало, чтобы ты ни на что не опирался, чтобы у тебя ничего, кроме Меня, не было. Это - полная свобода. И человеку при такой абсолютной свободе может быть страшно, потому что ему хочется на что-то опираться (на правила, нормы, моральные принципы и прочее). А Евангелие всё время отнимает всякие подпорки у человека. Евангелие не дает человеку никакой надежды, кроме как на Бога.

    Мы говорим: человек должен войти в Церковь, и в качестве воцерковления мы предлагаем ему не встречу со Христом сегодня, а форму поведения, форму жизни.

    Наше воцерковление не должно заключаться в том, чтобы специально сделать человека видимым членом Церкви, реальным прихожанином, практикующим христианином. Наша задача – не в том, чтобы крестить человека, и он через неделю будет каждое воскресенье на службе причащаться, а потом станет миссионером. Мы же не в комсомол принимаем, да? Для нас важно, чтобы человек, пришедший в Церковь, обрел Христа для себя, увидел любовь. Другую задачу мы ставить не должны. Будет ли человек ходить в церковь, или он будет об этом думать,  переживать и расти духовно – это его путь, его выбор. Мы обязаны человека оставлять свободным.

    – Вы говорите с позиции священника. А какой должен быть первый шаг светского человека, если он хочет встречи с Богом?

    – Первый шаг, если человек хочет встречи со Христом – личное к Нему обращение, надо позвать Бога из глубины сердца.

    – Тогда для чего нужна Церковь?

    – Вот именно для того, чтобы потом, услышав голос Божий в себе, пойти туда, куда Он поведет, и ты придешь тогда в Церковь.

    Надо довериться Богу. Сегодняшнее церковное общество зачастую человеку не доверяет, Бог же всегда доверяет человеку. Если человек ищет Бога, он Бога найдет. Бог не обманет. Он все-таки тоже ищет человека. И когда человек идет к Богу, то Бог бежит ему навстречу.

    22 декабря в 19.00 приглашаем на встречу с отцом Алексеем Уминским и презентацию его новой книги в культурный центр «Покровские ворота».

    Фото: Православие.Ру и Седмица.Ру

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    людмила, москва12.11.2012 12:11 #
    все правильно, я недавно пришла в православие и я сразу приняла его как религию свободных людей- все эти "нормативы" - если ты человек думающий - ты все понимаешь правильно - они в самом начале нужны, чтобы человек осознал ответственность за свое спасение - мне тоже было трудно и не понятно, зачем среда и пятница - постные дни, зачем так сложно готовиться ко причастию - но когда начинаещь со временем понимать и принимать Иисуса - все это не сложно, а естественно, душе это " по душе", никто не заставляет, а когда Иисус никого не принуждает, все по доброй воле - начинает включаться совесть - неловко как-то объедаться в тот день, когд Иисуса распинали....я приняла православие именно как свободу - но это надо понять и почувствовать - это религия человеческого достоинства . Она очень рассудительна, не пафосна, не притворна, все спокойно и здраво - как только кто-то начинает бить себя кулаком в грудь, и грозить пальцем - кричать "Бог покарает " - бегите от такого человека - он не православный, он ничего не понял во Христе и не желает понимать
    Виктория, москва6.11.2012 15:15 #
    Отец Алексей, Вы правильно говорите, что свободы с любовью в наших церквях мало или вообще нет. Мой личный опыт. Меня распяли и предали смерти за любовь к словам Божьим:... "не делайтесь рабами человеков" Едва осталась жива.Не хочу, ни с кем делиться своей радостью теперь.За открытое исповедание Христа и сейчас в церкви священники предают и отдают человека на казнь светским властям из за зависти. Мало хороших священников и те в гонениях. Поэтому ваш призыв не будет услышан истинными рабами Божьими. Матерь Божья да поможет нам укрыться от гонений. И Вам, простите трудно доверять. Пока это только Ваши слова. С уважением Виктория Никто.
    Ioann, derevushka1.08.2012 23:59 #
    ...tomu, kto imenuet sebja "Elenoj"

    ...Vot prochitano s trevogoj viskazannoe obraschenie svjaschennika o nedostatke (a poroj i polnom otsutstvii) ljubvi v hramah po otnosheniju k pastve Bozhiej, o ravnodushii. ...Eto chto zhe?.. ta "Elena", kotoraja zhelaet "Многая и благая лета" ot 20.12.2011 12:01 ? (konechno!.. vedi brosheno : ..."три дня гнались за нами")
    A v jarostnom prenebrezhiteljnom i zlom (no absoljutno nepravoslavnom!) otvete Anne hotj kroha ljubvi, pocherpnutaja iz statji (ne govorju uzh: iz bednogo serdca) - estj? otsutstvie onoj - nalico!
    "Ne mozhet iz odnogo istochnika techj chistaja ...i grjaznaja voda." Nagljadnij primer esche odnoj pagubi - licemerija.
    Esli schitaete sebja "vocerkovlennim celovekom" - togda eta statja i o Vas tozhe (+poverhnostnoe i legkomislennoe otnoshenie k Tvorcu - imeju vvidu difirambi o "любви христовой" (ot togo zhe 20.12.2011) IMJA GOSPODA pishetsja s BOLJSHOJ BUKVI !
    Anna pishet s boljju o tom, chto vidit. Da, eta osleplajuschaja bolj, neponimanie togo, chto proishodit(chto proizoshlo v nashej strane!), ne dajet opomnitjsja ... U mnogih net sil vstatj...- a najti ih nado! I podnimatj Rossiju - nado! No ne Vam smetj (..." Абы..."), s Vashim zhestokoserdiem i nadmennostjju, cinichno ukazivatj "ошиблись адресом", "Не хотите - не ходите", "Вам к сектантам" ! O kakoj "ljubvi" zdesj rechj?
    Ioann, derevushka1.08.2012 21:37 #
    Spasibo,batjushka Aleksej. Boljnuju temu Vi zatronuli, redko vidishj ljubovj - ot teh,ot kogo ona dolzhna bila bi ishoditj. Vi pravi: estj ljudi, kotorie hotjat , chtob imi rukovodili i poklonjajutsja...toljko ni Bogu. Hotja v Svjaschennom Pisanii skazano: "...ne stanovitesj rabami ljudej ". chto slischkom dorogoj cenoj mi iskupleni.
    Ася, Санкт-Петербург24.07.2012 19:36 #
    Спасибо! Сам Бог послал мне эту статью!!!
    Ольга, Красноярск20.07.2012 7:34 #
    Спасибо!!! На каждое слово откликнулась душа согласием.
    Елена, Москва23.05.2012 10:07 #
    (не)Уважаемая Анна, Спб - Вы три дня гнались за нами, что рассказать, как мы Вам безразличны? 1.Православных по рождению не бывает. Вы или были крещены, или нет. Автоматически младенец только грудь сосать умеет, все остальное приобретается. 2.Пафос Вашего послания настолько банален, что даже неудобно как-то. Вы что, раскопали подшивку перестроечного "Огонька" и оттуда переписываете? 3.Не хотите ходить в церковь - не ходите. Не понимаете слова Патриарх - не понимайте. Абы на здоровье. В свободной стране живете, делайте что хотите (но все же в рамках УК и ГК). 4.Ожидаете, что Вас тут начнут убеждать или обращать? Точно ошиблись адресом. За обращением - это Вам к сектантам. 5.Не пишите больше столько глупостей публично - самой же будет стыдно через годы.
    Анна, г.СПб22.05.2012 14:08 #
    Я православная по рождению,в Советское время в церковь ходила часто. А сейчас душа не хочет ходить в такую церковь. Во-первых мне не понятно слово патриарх и слово вся Руси. А где это Русь? В воображении церкви? ведь нет даже национальности русский. А слово русский стыдно говорить,а то вдруг другие национальности обидятся. Согласно ст 3 конституции РФ носителем власти в России, является народ. Только по жизни у власти оказываются вожди, царьки,святейшие которые превращают людей в рабов. Возмущает церковь тем,что не видит беды народа, страна в мирное время хуже, чем после войны. Предприятия работают на минимальных мощностях или ликвидированы. Ничего взамен не построено. А какое будущее у молодежи. Человек остается один на один со своими проблемами. Безработица,наркомания,бомжи,беспризорные дети, пенсии 5тыс.руб. бесконтрольные эмигранты,брошенные старики,и т.д.Какая свобода,какая любовь? Церкви можно рассуждать о любви. Что вы стоите у станка как миллионы мужчин? Которые работают за копейки,где организм разрушается на молекулярном уровне.Посмотрите какие у вас жирные лица и животы. В церкви единицы кто верит в бога соблюдает все заповеди и любит людей. В стране верующих примерно 2%,остальные атеисты и это выбор людей.А когда церковь начинает поучать, это очень нервирует и вызывает отторжение.
    Павел, Нижний Новгород16.05.2012 16:01 #
    Спасибо Вам.
    Юлия, Москва3.05.2012 18:19 #
    На душе посветлело. Спасибо Вам.
    Лейсан, Москва3.05.2012 4:54 #
    Спасибо. Не так часто сегодня слышишь такие слова - о любви, о свободе. Я бы добавила сюда элементарное знание. Часто придешь в храм, задашь какой-то вопрос женщине, что продает свечи и иконы, а в ответ либо безграмотность, либо консерватизм в крайней степени. Потом не хочется не только спрашивать, но и приходить снова.
    Артем, Москва7.04.2012 11:22 #
    О. Алексей служит в храме Святой троицы в Хохлах (Хохловский пер 12)
    Слава, Москва9.02.2012 1:47 #
    Спасибо!
    Людмила, Москва30.01.2012 19:54 #
    Спаси вас Господь, отец Алексей! Я уже более 20 лет в Церкви, последние два года идет процесс моего расцерковления. Все, что вы написали - выстраданно и мной. Вот пытаюсь обрести свободу и любовь во Христе. Спаси вас Господь!
    Николай, Москва, Москва12.01.2012 0:12 #
    Виктору: реклама БЫЛА, я лично проверял - действительно, все как о. Алексей описал. Но сейчас, видимо, убрали уже - сами понимаете, факт подвергся огласке.
    Виктор, Рига31.12.2011 1:30 #
    Вы пишете, что была реклама «Подай записку о здравии и упокоении, зажги свечку по смс-ке» из сайта Пушкинского благочиния. Просмотрел весь их сайт ничего подобного нет.Вы его читали?Кстати, сайт очень просто сделан, а приходской жизни у Пушкинского благочиния надо другим поучиться. Прошу Вас не надо распространять не проверенную информацию.
    Наталия, Москва30.12.2011 13:21 #
    Спасибо большое! Обнадежили! Если есть такие священники, значит выберемся! А в каком храме служит Алексей Уминский, может знает кто? С удовольствием пошла бы на его службу.
    khethka, Тбилиси4pivl428.12.2011 1:13 #
    Спасибо, батюшка!
    Александра, Новосибирск24.12.2011 16:09 #
    Я совсем не долго бываю в храме(по об стоятельствам 2-ое лето)и ощущение фарисейства сразу возникло. И обрядовые моменты давно надо соотнести с 21 веком,по моему смешим лукавого:то 2-мя перстами,то тремя,то до груди,то до пупка,то платки. Над чем ломаем копья?А люди должны заповеди исполнять и другие,видя их любовь, идти к Богу. Благодарна за статью.
    Ирина, Москва23.12.2011 1:52 #
    Поверьте, друзья, о.Алексей знает о чём говорит! Я сама матушка и знаю всю нашу церковную политику изнутри, смотрю на Церковь не только глазами прихожанки, но и глазами священства. Многое скрыто от ваших взоров. Все описанные проблемы существуют,да. Враг не дремлет. И решение, предлагаемое о.Алексеем, заключается не в отказе от православных традиций от "А" до "Я", а в расстановке акцентов внутри этих традиций. Так просто и так одновременно сложно. Часто сталкиваешься с такой практикой: человек посещает лишь какой-то определённый храм, зачастую весьма отдалённый от дома, по причине личного душевного и духовного комфорта. Его основные аргументы: "я посещаю именно этот храм, потому что: 1. мне нравится батюшка, он красиво служит, внимателен и добр ко мне, он мудрый и духовный человек; 2. "здесь меня не одёргивают и не делают резких замечаний по поводу моего внешнего вида и поведения ". 3. "в храме прекрасный, вежливый и доброжелательный коллектив ". То есть в поисках тепла, добра и, наконец, - что самое главное, - любви внутри той общины, куда он пришёл, человек готов ехать через весь город! А в другом храме иной раз и шагу не ступить без осаждений какой-нибудь завсегдатой бабушки, которая, порой, ставит себя выше священника в знании православных традиций. На выходе, благодаря таким блюстительницам нравов, православие обрастает околоцерковными суевериями. И в этом ошибка наших настоятелей: мало кто из духовенства занимается формированием "здорового" прихода, его просвещением не только в форме проповедей с амвона. Словом, проблем масса. Поэтому, повторюсь, важно правильно расставить акценты. Не нужно при этом элиминировать всю систему церковных ценностей, конечно не к этому призывает о.Алексей, но необходимо вспомнить об источнике этих ценностей - Любви - на что и сделать основной упор! Именно Любовь должна быть отправной точкой в любом начинании каждого без исключения православного христианина, будь он священнослужитель или прихожанин! Любовь же, в свою очередь, взращивает и духовную свободу человека и обезоруживает все предрассудки!
    Ланс_5.45, Москва22.12.2011 16:15 #
    Спасибо, отец
    Максим Рихтер, СПб22.12.2011 7:51 #
    Хотелось бы таких священников в РПЦ МП! Хотелось бы, что каждый семинарист так думал; чтобы каждый православный совершал свою жизнь во Христе в свободе и любви. Психологизм - это не ошибочный подход к вере (А. Рогозянский в своем комментарии ссылается на Свешникова). Психологизм - это часть рационального аспекта веры, и никак нельзя этого избежать, если только не воспринимать веру сугубо как иррациональный феномен... Синергию веры еще никто не отменял. Соработничество и подразумевает активное участие в своем спасении, а не пассивное восприятие благодатных даров. Внешние атрибуты веры (правила, установки), это всего лишь внешние средства, ведущие к цели, а не сама цель. И свобода и любовь рождаются только в активном восприятии благодати. Действительно, наши православные боятся этой активности. Они готовы переложить свою активность на внешние атрибуты веры, заняв пассивную позицию по отношению ко Христу и Его дарам. То, что мы получаем в Евхаристии, не усваивается, а теряется. А все потому, что зачастую внешние правила сковывают верующего на духовном уровне соединиться со Христом, который и дарует истинную свободу и любовь. И почему такое удивление некоторых комментаторов, что о. Алексей говорит о факте, что наши миряне не читаю Евангелие? Это так и есть! А все потому, что мы привыкли, что за нас его кто-то прочитает, поймет и растолкует. А нам только и остается воспринять все на пассивном уровне, обманывая себя, что мы живем во Христе... Респект о. Алексею!
    Янина, Красноярск21.12.2011 19:18 #
    Мдя-я-я, протестанты ликуют ! ПРАВОСЛАВИЕ где, о. Алексей?
    А. Рогозянский, деревня21.12.2011 16:54 #
    Довольно искренне и прямо. Вопрос, какую связь это имеет с Православием, в значении не того, что на нас снизошло, а что узнаваемо из традиции. Билли Грэм на 98% может сказать то же самое. Единственный характерный пример митр. Антония Сурожского важен. Но боюсь, чтобы просто правильно обрисовать образ и позицию митр. Антония, понадобится отдельная большая работа. Дорогой о. Алексий! Я очень надеюсь, что презентуемая новая книга окажется более полной и взвешенной, чем это Ваше интервью. Во время одной из наших недавних встреч о. Владислав Свешников сказал, что психологизм - ошибочный подход к вере. Также это касается и спиритуализма, я думаю. Для того, чтобы выходить к читателю (который далеко не всегда подготовлен) с утверждениями: "Очень важен личный опыт встречи с Богом, которым можно поделиться", - нужно быть уверенным в том, что этот частный опыт окажется именно опытом встречи с Богом, а какой-нибудь блажью и кажимостью.
    Дмитрий, Москва21.12.2011 14:50 #
    Спасибо, отец Алексей, за мужественные слова о свободе во Христе. Вы правы, Христос дает свободу, а не забирает её. А многие свободы боятся. Надо познавать Бога, следовать за ним, исправляя и меняя свою жизнь по Его слову. Это сейчас редко вспоминают
    Сергей, Москва21.12.2011 14:18 #
    Спаси, Вас, Господи, отец Алексий! Огромная Вам благодарность за эту статью. Когда-то я думал точно также как и Ваши критики в самых первых комментариях здесь. Когда-то я с таким же праведным гневом обличал бы Вас в неверии и модернизме. Когда-то я также как и они не мог даже терпеть слова «свобода» и «любовь» применительно ко Христу и Его Церкви, видя в этом одно лишь обновленчество… Но Бог милостив ко мне, грешному. Дело в том, что в Церковь ведь не только надо прийти, но в Ней надо еще и повзрослеть. И Господь смирил меня в моей неразумной ревности, гордой самоуверенности и нерассудительности. В моем новоначалии, ибо оно вполне естественна, когда человек приходит в Церковь, но страшно опасно духовно, когда затягивается на годы. В моем искании полноты послушания и якобы открытия Воли Божией. В моем превознесении старчества без настоящего понимания того, что же это на самом деле. В моем неразумном максимализме в вере, за которой всегда стоит только очень тонкая и неявная гордыня. Но чтобы понять это мне потребовалась пятнадцать лет… и много и много ошибок и набитых шишек… еще чуть-чуть и потерял бы по настоящему веру и отвернулся бы от Христа. И именно из-за того, что я понимаю то, о чем Вы говорите в интервью, именно из-за этого для меня Бог есть Любовь. Еще раз спаси, Вас, Господи, отец Алексий! И не смущайтесь реакцией «новочальных праведников», пишите, говорите… иначе превратимся в Церковь фарисеев.
    Елена, Москва21.12.2011 12:10 #
    Браться и сестры, конечно есть некоторое противоречие в этом материале. Но многие ли из Вас готов сказать, что Последование к Святому Причащению, молитвы утренние и вечерние он в любое время дня и ночи читает хотя бы с такой же радостью, с какой после дня без еды поедает вкусный ужин? Я не могу, простите, но не могу. И замечаю за собой, что иногда мне приходится идти в храм не потому, что я очень хочу, а потому что надо. Нет, конечно, после я понимаю, что это было мне полезно, что я получила Благодать и вообще правильно сделала. Жажды Христа у меня нет. То есть на словах она как бы есть, но как почитать вечерние молитвы часа в 2 ночи, потому что домой поздно вренулась (нет, не с гулянок, работа, родственники) - не хватает сил. Только лоб перекрестить и молитву перед сном из трех строк. Я для себя поняла смысл этого материала так: когда человек по-настоящему откроет для себя Христа, Евангелие, все это будет ему легко - ходить в церковь, причащаться, молиться (а не вычитывать молитвенное правила, последование, акафисты, слово -то какое ужасное - вычитывать). Время у нас такое - никто не запрещает исповедовать веру, никто не загоняет нас в подполье, поэтому и ценности своей свободы мы не понимаем. Вот он пародокс - свобода в ограничении. Только в условиях самоограничения крайне сложно не расслабиться. Гораздо проще быть в тонусе, когда препятствие исходит извне, это могут многие. А вот бороться с собой - не каждому под силу. Дай Бог нам всем Любви и Свободы во Христе.
    Sergey, America21.12.2011 10:18 #
    Валерий с Сергиевого Посада от ваших коментариев очень плохой осадок на душе остается. Священник говорит что миряне не то что не понимают но даже еванглие читать не хотят. Христа понять не хотят, не ищут Его. Что здесь плохого?!? Бойтеся стать Фарисеем: Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель--Христос, все же вы--братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник--Христос. Больший из вас да будет вам слуга:
    Валерий, Cергиев Посад20.12.2011 21:21 #
    Сегодня многие говорят подобное: в Церкви не те, не такие, не успешные, не разумные, негодные и т.д. и т.п. Нет свободы, нет любви. Как нет свободы? Есть свобода: с Богом или без Бога, а все, что посередине, от дьявола. Вот она свобода. А вы какой хотите свободы? Мирской? Тысяча разных мнений?.. Как нет любви??? ... (Нет слов.) Такие разговоры - мерзость перед Богом. Прости меня Господи.
    Валерий, Cергиев Посад20.12.2011 20:57 #
    Очень плохой осадок от этой статьи... Батюшка об отсутствии любви говорит... Но кто об отсутствии любви говорит, тот сам ее не имеет. В Евангелие этому тысячи примеров.
    Валерий, Cергиев Посад20.12.2011 20:30 #
    Вы, батюшка, рассказали о язычниках, грешниках, о нас грешных... В этом рассказе Вы показали Своё Мнение. А всякое Своё Мнение оторвано от Евангелия. Не надо плакаться о том, кто ходит в Церковь (в Церкви грешники, мытари, блудницы, нищие). Надо плакать о грехах паствы своей. Исправлять ее с любовью. В Вашем же рассказе Своё закрыло Слово. А это раскол. В душе, в Церкви. Опасно это. И нет никакой смелости в рассказе о Своём. Смелость - исповедовать Слово.
    Елена, Москва20.12.2011 18:45 #
    и мне с этой статьей тоже хочется помчаться ко всем моим близким, которые до сих пор со стороны на церковь с недоверием взирают, и я сама еще год назад там стояла, - ну вот же они, те самые слова!Спасибо, отец Алексей.
    Анна, Челябинск20.12.2011 14:09 #
    Я очень долго после Крещения не хотела воцерковляться именно из-за правил церкви (особенно телесных постов), а благодаря Алексию Уминскому, Митрополиту Антонию Сурожскому, и другим замечательным батюшкам и православным изданиям мне теперь хочется меняться - изнутри, преодолевать себя, и я верю, что придет тот день, когда мне и телесный пост и все правила будут тоже в радость
    Елена, Москва20.12.2011 12:01 #
    Многая и благая лета отцу Алексию. Олицетворение любви христовой и доброты.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru