Tweet |
С одной стороны, рок-звезда, собирающая многотысячные залы и площади, — он должен по законам жанра призывать к революции и бунту: хриплый голос, харизма, часто жесткая музыка и «хулиганские» тексты способны мобилизовать массы поклонников. Но, с другой стороны, он обращается к многотысячной толпе как будто к другу на питерской кухне за бутылкой крепкого, спокойно и исключительно миролюбиво — «милые мои» — и гордится, что является «сопливым интеллигентом и очкариком».
24 сентября в Москве и 26−го
— Ты представляешь, рубились — за мир, за мир, за мир. И тут война. Я это воспринял как трагедию, жесточайший удар. Я почувствовал, что мы проиграли. Зло опять восторжествовало, оно добилось этой кровищи.
Православие, самодержавие, народность, Александр III, XIX век: все
вокруг враги, единственные союзники России — армия и флот. Да у нашей
элиты в башке позапрошлый век!
Неужели вы думаете, что в Осетии наши начали?
Не наши начали. Но наши ничего не сделали, чтобы этой войны не было. Я считаю, что наш политический бомонд виноват тоже. Если бы хотели, был бы шанс за эти 15 лет все разрулить спокойно, путем переговоров. По крайней мере не вести себя как на коммунальной кухне: ты плюнул в мою кастрюлю — я плюну в твою сковородку и съем твои пельмени из холодильника. Вот на таком уровне были наши отношения с Грузией, с Украиной и Прибалтикой. Я считаю, что наши политики проиграли. Ведь для чего мы их кормим? Для того чтобы войны не было. А если война начинается, значит, они не справились. Тоска полная.
Но ведь они появляются у руля не случайно. Вы же выступали на 1020−летие Крещения Руси и во Львове, и в Донецке. Вот как львовянам объяснить, что на востоке Украины живут не совки и бандиты, а нормальные люди? И как убедить грузина, что абхазы и осетины действительно существуют и не хотят в Грузию, что это не русские сказки?
Ну, я же не говорю, что виноваты только наши политики. Я думаю вообще обо всей этой тусовке. Посмотри на этого Саркози, на Берлускони, Буш тот же — беспринципные люди. Общий уровень мирового политического бомонда очень низкий.
А как вас все же на митинг к «несогласным» занесло? Я в свое время пригласил для лекций Каспарова и Лимонова — больше не хотелось.
Да, они слишком нервные. Но я гражданин России, а в стране все решают за меня. Посмотри на людей — эта робость и это полное согласие со всем, что делает наша замечательная власть… Я бился за достоинство человека. Потому что мое твердое убеждение: даже самые добрые дела втемную не делаются. Путин с Медведевым, наверное, желают добра России, но втемную — я не верю. Почему не было Медведева на трибуне? Почему мы не увидели масштаб его личности? Почему он в полемике не объяснил народу свою стратегию и тактику, чего они испугались? Или они нас считают за неразумное быдло? Не потому что я с Каспаровым или с Лимоновым. Нет, я пошел сам. Как Юрий Шевчук. И еще обидно за город: разрушаются памятники мировой культуры невежественными бюрократами вкупе с агрессивными строительными компаниями. И я не считаю, что неправильно сделал. Нужно бороться за свои права.
Но с патриотизмом же не так все просто. Без него же нельзя. Иначе вообще все будут говорить: пора валить из страны! Не будет никаких устоев и моральных ограничений.
Многие люди не понимают, что есть разница между властью, режимом
в стране и самим народом. Многие политические деятели выдают свои
личные интересы за национальные. На Украине мы проехали 30 городов
с группой «Братья Карамазовы» — мирили Россию с Украиной. И где
Я бы их всех собрал в одном поле, раздал бы им «калаши», всякое
оружие, кроме ядерного, — и пусть выясняют отношения! Получилось
бы отличное
Я рассуждаю глобально — здесь нельзя
Цхинвал, август 2008 г. «И когда кто-нибудь вспоминал о войне…»
Как
Они все ошибаются. С нами вот ездила по Украине и западноукраинская группа — они пели только
Есть масса стран, где два или больше государственных языка, ничего страшного в этом нет. Зачем рубить по живому, зачем народ баламутить? Мне кажется, сейчас главная проблема — не рвать все, даже когда люди действительно заблуждаются. Нельзя их вытаскивать на агрессию. Главное — миролюбие, спокойствие, аккуратность. С национальными проблемами нужно очень бережно.
В 91−м мне позвонили и сказали: Юлианыч, надо спеть гимн Советского
Союза в стиле диско. Мол, гимн рухнул, СССР уже нет — можно
постебаться. Я отказался. Потому что увидел в этом глумление — есть
же бабушки, дедушки, для них в том времени много святого. Вот мы сейчас
споем гимн в стиле диско, покакаем, пописаем. Здорово будет? Нет,
не здорово. Куда этих людей девать? Мы же им в душу наплюем. Зачем так
Историк Алексей Миллер
Мне кажется, в исторической памяти не должно быть горячего чувства. Должна быть память, но память разумная. Чувства оставим художникам и поэтам. А герои и злодеи есть у всех народов. И между татарами были войны — а я наполовину татарин. Я веду сейчас передачу на TВ — прочел всего Карамзина, Соловьева, Ключевского. Конечно, у всех историков есть своя точка зрения. У Карамзина государственная: каждый монарх — молодец. У Соловьева немного иначе. Мы сейчас себе можем позволить более трезво смотреть, без этих вот жестких акцентов и предвзятости. Вот Миша Леонтьев ненависть к Западу проповедует. На Украине вообще с историей беда. Я ехал с одним таксистом, так он мне доказывал, что Петр I ел на завтрак украинских младенцев. Я с ним чуть не подрался — даже из машины вышел.
Чечня, июнь 2002 г. Военно-полевой концерт
И вам хотелось ему морду набить…
Но я же не стал драться. Вышел и все. Мне даже пришлось заявить, что я лично видел Петра Великого во сне и никого он там не ел.
Есть, есть — именно сверхинтеллигентский сопливый пацифизм. И я горжусь этим. Когда я был в Цхинвале, я вспомнил, что уже девять раз был на войне. И мои оппоненты бывали на войнах. Но выводы мы сделали разные. Я увидел ужас, кошмар, горе и разложение личности. Первое, что война убивает, — это личность. Любую личность разлагает. А им, видать, война понравилась, раз они за нее голосуют.
А есть
Есть, конечно, но я за это не стою. Хотя все срываются.
Мир, конечно, меняется, как вы говорите,
но у наших политиков есть ощущение, что правила игры все те же.
И не без основания. История не кончилась, и «большая игра»
Почему они все видят именно так? Они так воспитаны. Путин — человек военный. У меня много друзей среди военных, почти все военные воспитаны так: либо враг, либо друг — третьего не дано. Они иначе не могут. Многие не замечают полутонов. Поэтому военным нельзя в политику. Дров наломают.
Но ведь это против нас начали войну. Что тут можно было сделать?
Откуда вы знаете? Объективной информации у нас с вами нет, так же как нет и рая на земле…
Да, мне один знакомый батюшка говорил, что грех верить в то, что может быть рай на земле.
Грех, не грех… Глупость. Грех, может быть, потому что, если верить в рай на земле, в результате получается ГУЛАГ. У меня есть стихотворение:
Коммунизм подошел, как весенние талые воды,
Старики на сносях ждут волхвов в шалаше у разлива.
Я смотрю в их глаза, не познавшие сути свободы,
Этот вечный закат у воды — мало смысла, но очень красиво.
На разливе бетон голосит соловьем откровений.
Те, кто жаждет добра для других, утешают их позже расстрелом.
Написать бы еще горсть лирических стихотворений,
А потом выйти в поле в исподнем, отчаянно белом.
Пусть я буду последним убитым на этой гражданской,
Что за секс, когда пень на колоду, сестра на сестру, брат на брата!
Ночью деда Сосфена зарыли в тайге, на промзоне у Канска,
И сейчас нас не слышат и тащат к добру, без вины виноватых.
Санкт-Петербург, сентябрь 2008 г. Юрий Шевчук в «чайной» студии ДДТ читает стихи Блока
Наше правительство считает, что мы становимся на ноги и что это мешает США — что мы не пляшем под дудку Запада. Есть такая позиция. Но что, они там все звери, а мы здесь все хорошие, так что ли? У нас все свободы, народ живет замечательно? Что, все так просто спят и видят, чтобы уничтожить Россию?
С точки зрения обычного человека такие геополитические рассуждения кажутся абсурдными. Но в истории именно «большая игра», абсурдная с точки зрения частной жизни человека, в XX веке привела к двум мировым войнам и миллионам погибших. И было бы ошибкой считать, что эта историческая линия закончена и, если мы будем хорошими и мирными, нас не тронут.
Хорошим и мирным не мешает иметь силы для того, чтобы дать сдачи, если на нас действительно нападут. Я бывал в Америке и с разными людьми разговаривал. Одно из главных противоречий между нами и Западом состоит в том, что США построены на протестантской идее: между человеком и Богом нет никакого института. Есть человек и Господь, есть прямые отношения между ними. Отсюда и индивидуализм, и свободы. В основе нашей культуры — Византийская империя, православная церковь, иерархия, вертикаль и соборность.
Я — человек православный, я нашу церковь люблю. Но кроме личной веры у нас важен и институт церкви, дисциплина. В Америке есть зашоренность в восприятии России, они не понимают нашего внутреннего тысячелетнего менталитета, этой иерархичности нашей церкви и власти. Они не понимают сути нашей цивилизации. Как и мы не понимаем сути западной цивилизации.
Антагонизм возникает от незнания истории друг друга, от плохого понимания ценностей, которым служим.
Я вижу здесь наиболее глубокие духовные корни наших противоречий. Если бы Россия приняла западные ценности, проблем бы не было. Но их нельзя осознать только внешне. А как принять их внутренне? Нырнуть в американскую духовность? На это мы не способны, у нас есть своя.
Просто потеряли бы всякую…
Все! Национальную самоидентификацию. Без традиций нация может просто разрушиться. Мы в 90−е пытались пробовать — помните, как миссионеры сюда хлынули. Но это не может произойти: нельзя переделать исторический духовный строй целой огромной культуры. А американцы со своей стороны верят в незыблемость и абсолютную истину своего политического и духовного строя. Отсюда — кто не с ними, тот против них.
Но с другой стороны, я не люблю разговоры про «суверенную
демократию». В любой духовной основе понятие свободы одно: либо
ты в клетке, либо на свободе. Мне бы хотелось в условиях нашей культуры
А на мутной воде в пене непонимания как раз и начинаются локальные войны, которые заканчиваются мировыми. И мы, вся наша группа, всей душой против этого. И я понимаю, что могу делать — например, иногда заниматься народной дипломатией. На Украине мы тоже много спорили. Они у меня спрашивают: «Почему вы говорите, что Россия любит Украину? Мы вот читаем интернет — там все нас ненавидят». Я им говорю: «Милые мои, в интернете пишут всего 1000 онанистов, которые в глаза никому ничего не посмеют сказать, а у нас 150 миллионов человек в стране».
Надо понимать, что нас разъединяет, но главное — верить в то, что нас объединяет. А объединяет разные культуры тоже очень многое: мы все хотим мира, мы все хотим любви. Я другого ничего предложить не могу. Отсюда концерты на Украине, отсюда концерты антивоенные «Не стреляй!» — с нами выступят и грузинские, и осетинские, и украинские музыканты.
Ведь когда будешь подыхать, спросишь себя: а что я, что вы сделали ради того, чтобы люди остались людьми?
Санкт-Петербург, сентябрь 2008 г. «Он там, где мы хоронили дождь, Он — солнце, тонущее в реке…»
Про то, что объединяет, про
На той же Украине везде русский рок. И все нормально.
В какой момент отношение ученичества к классикам мирового рока, к тем же Дорзам, Цеппелинам, Битлам поменялось? Когда вы обнаружили, что делаете музыку мирового качества?
До сих пор этого нет. Честно скажу, никакого понимания, что
Не знаю, кто у нас себя Битлами считает. Я думаю, такого понимания
и у Битлов не было. Это все ерунда. Важно движение, а не цель. Поэтому
группа «ДДТ» до сих пор жива, до сих пор сыпятся
А мешают?
Хожу пешком — нормально, узнают,
А ваша аудитория сильно изменилась?
Молодежи много. И это радует. У нас нет
А когда настало это время без стилей, время поисков и шатаний?
У нас или везде?
Везде в мире. Время эклектичное, отдающее даже маньеризмом. Был
же русский рок, я сравнивал это с эпохой Возрождения — Джотто,
Микеланджело, суровые лица, святые стали похожи на людей, морщины,
великий слог. И потом все это превратилось в манерных пупсиков Ватто.
И сейчас все играют на электрогитарах, но духа
Это значит, сейчас должно наступить
Да, конечно.
Георгий Данелия в своих мемуарах признался, что в 90−е перестал понимать, что происходит, поэтому не мог больше снимать кино и стал писать книгу воспоминаний. А у вас как, получается делать рок в эпоху без стиля?
Мы, наверное, так же не понимаем. Но мы активно работаем. Потому что это лучше, чем просто сидеть и не понимать.
Есть у вас
Сейчас выходит моя книжка «Сольник». У меня, наверное, несколько сотен песен и стихов, но в книжку вошло
Я сейчас дал интервью о Саше Башлачеве. Один парень
пишет о нем книгу. Сашбаш приходил ко мне и говорил: вот у тебя оркестр
целый, мне бы тоже группу создать. Я ему: Саша, а куда там барабаны,
в такой плотнейший метафорический текст? Барабаны просто убьют его.
Вот одна из первых наших песен:
И случилось однажды, о чем так мечтал —
Он в горящую точку планеты попал,
А когда
Он свой старенький тир обходил стороной,
И когда
Он топил свою совесть в тяжелом вине.
Перед ним, как живой, тот парнишка стоял,
Тот, который его об одном умолял: «Не стреляй!»
Или вот из последних песен:
Наш патриотизм не очень высок,
Он не фужер на банкете,
Не танцор нагишом.
Он не гимны, не марши, не речей песок.
Он наивен, прост и даже смешон…
Он не дубина, не народ, не вождь,
Не чугунный цветок в гранитной руке.
Он там, где мы хоронили дождь,
Он — солнце, тонущее в реке…
Эпохи разные, а в принципе — одно и то же. Чем больше я живу, тем больше я жив. Это — естественный процесс. Ну сколько я еще буду прыгающей стрекозой на сцене? Сейчас мне еще хочется играть, но, может, и расхочется. А жить всегда можно.
А кризисы бывают?
Конечно. Примерно раз в год. Вокруг — туман и серость, ничего
не понимаешь, кажется, что исписался, что ты — полное говно и сволочь
и пора идти в управдомы. Но если ты кризис переживаешь, не накладываешь
на себя руки, то становишься
Выход из кризиса — это благодать?
Благодать, конечно. В моем случае — всегда песня.
Меня всегда еще интересовала «тайна команды». Почему Битлы вместе круче, чем когда все они по отдельности? Как возникает группа? Она делается или возникает сама? Как работать над песней вместе?
А что произошло с сообществом питерского рока?
расцвет искусства, и все будет хорошо.
А вы ведь еще в кино снимаетесь. У нас там, кажется,
Вот мне очень понравился фильм Сокурова о Чечне — «Александра», где Галина Вишневская играет главную роль: очень тонко и очень хорошо, нет обвинения, есть понимание трагедии. Очень настоящее. Мы с сыном смотрели, и нам обоим понравилось — сошлись два поколения. Гораздо лучше фильмов про гламурных спецназовцев. Или вот «Питер FM» — очень милое кино. «Остров»…
Но возрождение кино и национального самосознания вроде началось давно,
Ну, в нем мы отказались участвовать — там должна была быть наша
музыка. Но когда я узнал, что Балабанов хочет, чтобы я пел «Не
стреляй!», а главный герой должен был убивать злодеев,
Мне показалось, совсем не грубо в целом получилось.
Не грубо, конечно, с иронией. Но Сергей Сельянов со мной до сих пор
не разговаривает, назвал меня коммунистом. А я сейчас снимаюсь
у Смирнова в фильме
Получается?
Не знаю. Но пять дней в седле просидел.
Алексей
Объединение возникает только при сверхзадаче, а когда каждый делает
свое дело, сообществ не случается. И я все время задаю себе вопрос:
зачем я взял в руки гитару? Неужели только ублажать публику, петь
песни, веселые и грустные? В моем возрасте я уже понимаю, что должно
быть
В своих ровесников я не верю, у многих из них мозги заточены на войну и на деньги. А молодежь, хочется верить, будет другая, я надеюсь, что они смогут без войн — потому что в них не будет страха и рабства. Молодежь прагматична, это тоже неплохо. Энергична. А главное — ведь и романтичная тоже. Иначе, чем мы, но романтична.
А как вы думаете, что произошло в начале 90−х? Столько было надежд, столько качественного и нового появилось в музыке, в культуре, а потом все вдруг смыло…
Да, понятно, из самой читающей страны в мире мы превратились
в невежественную. Я считаю, что исторически это было неизбежно. Это
всегда так бывает во времена кризиса. Когда война, битва за выживание,
когда надо спасать семью от голода. Каждого мужика в нашей стране
колотило и трясло. Ведь надо было работать,
Сейчас, кажется, идет возвращение культуры. Наелись мы уже этих
отбросов. Посмотри, сколько сейчас молодых поэтов появилось, в Москве
и в Питере — поэтические клубы. Гениальные пацаны и девчонки родились!
Они
Я тоже — мне не стыдно признаться — купил в 1990 году
в «Макдоналдсе» бигмак, съел его и подумал: «Ох как круто! Как вкусно!
Как буржуи, суки, живут!» А сейчас я в рот этого не возьму. Надо было
наесться этого говна, полиэтилена, целлофана, попсы всякой. Культ
внешнего, обертки, все эти акулы
Я за эту войну. Я за эти взрывы — не ядерные, а культурные.
Фотографии: Дмитрий Беляков для «РР»; из личного архива Ю.Шевчука
Материал опубликован в журнале "Русский репортер" №36, 2008 и на сайте издания
http://www.rusrep.ru/2008/36/interview_shevchuk/
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!