rss
    Версия для печати

    Высокое искусство жизни

    Мир исполнен страданий, разнообразных по силе и происхождению. Для этого утверждения даже не нужны аргументы: любой человек, читающий эти строки, наверняка имеет опыт собственных страданий и сострадания другому.

    Фото: http://otrok-ua.ru/sections/art/sфhow/vysokoe_iskusstvo_zhizni.html

    Мы привыкли думать, что любая боль — физическая или душевная, любая потеря, любой дискомфорт — это одинаковые поводы для скорби и надо любой ценой бороться с этими переживаниями, стараться их избегать. Так ли это?

    Полюбить страдание

    Казалось бы, всё понятно: нам плохо - мы страдаем, а кому-то рядом плохо - мы жалеем его, сочувствуем.

    Когда группа психологов прибыла в армянский Спитак, разрушенный до основания страшным землетрясением, для оказания помощи пострадавшим, специалисты были поражены практически отсут?ствием «психологических жертв» катастрофы. Люди держали себя с таким достоинством терпения, с таким благородством скорби, так были объединены стремлением помочь другим, что это и была их психологическая реабилитация. Такие же примеры могут привести те, кто пережил войну, или ликвидаторы в Чернобыле. После чернобыльской аварии на Украине резко снизилось количество самоубийств. Люди, преодолевшие себя в реальных катастрофах, выходят на новый уровень личности, где понятна настоящая цена жизни и нашим повседневным придуманным страданиям в ней.

    На первый взгляд странно, что нигде в Писании или у святых отцов мы не встречаем призывов беречься скорбей и избегать испытаний. Ведь если страдание - зло, как же с ним мириться? Как же святитель Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Я полюбил страдания»? Как можно благодарить Бога за боль, за смерть самых близких и любимых? А есть ещё войны и стихийные бедствия, неразделённая любовь и т.п. Что же, и это любить?

    Школа терпения

    Самое главное, в чём может выражаться наша любовь к себе и ближнему, - это желание спасения себе и ему. Если мы не парализованы «гипнозом искупления» (А. Бердяев), т.е. если мы не считаем наше спасение только заботой и долгом Спасителя, значит, приходится нам прилагать и собственные усилия для этого, в том числе, и, может, прежде всего, в терпении горя, бед и трудностей жизни.

    Терпение - это не гордо стиснутые зубы: вот я какой сильный, всё выдержу. Внешне это удерживание себя от ропота и жалоб каждому встречному, это нежелание потакать себе, оправдываясь трудностями. Но главное - это упование на милость и помощь Божию, осознание реального своего масштаба, смирение перед волей Божией и принятие необходимости скорбей. Это не замирание и капитуляция, не пассивное пережидание. Смирение и принятие требуют энергичных усилий, прежде всего, деятельного противостояния нашим малодушию, маловерию, саможалению и ропоту, которые заставляют нас думать, что страдания - и есть зло. Такой человек не будет неделями рыдать на чьём-то плече, он будет нуждаться в молитвенной поддержке, в помощи конкретным делом, в вовремя сказанном, укрепляющем дух слове. Потому что «не во всякой скорби нужно утешение, а чаще терпение», - говорили старцы.

    Ценность правильно выдержанных, зрело осмысленных несчастий для возрастания личности хорошо понимают психологи. Человека важно не спасать от страданий, не отвлекать, не заглушать их позитивными внушениями, а дать ему возможность сделать опыт их преодоления, переживания личностным, духовным богатством, избавляющим от комплекса жертвы и открывающим высокое искусство жизни. Ведь муж, аще не искушен, не искусен есть, - говорит Писание.

    Испытания и связанные с ними страдания сами по себе, просто фактом своего наличия не очищают нас, не отшелушивают наносное. Всё это может произойти, если будут достаточными наши усилия держать сердце горе и не впадать в саможаление.

    Экзамен

    Страдания нельзя внешне, механически уничтожить, да и преступно бороться с тем, что может сделать нас ближе к Богу, а значит, более сильными и зрелыми. Поэтому идеи о том, что медико-социальные достижения или технический прогресс могут победить страдания и привести человечество к счастью, - такой же миф, как и идея избавления от страданий путём достижения нирваны.

    У нас есть возможность любую боль пережить как возвышающую скорбь. Если мы жизненное испытание сможем использовать именно как испытание, как экзамен, своеобразный тест, когда надо продемонстрировать всё лучшее, что есть в душе. Любой крест нам по силам, он просто ступенька на лестнице, по нашему выбору ведущей нас вверх или вниз. Не будь этих испытаний, мы не могли бы возрастать - личностно и духовно, потому что жизненный кризис или катастрофа, расставляя по своим местам всё главное и неглавное, становятся сильнейшим генератором перемен в жизни, а главное - в нас самих. Это можно сравнить со школой: если бы вдруг отменили все экзамены и тесты с оценками, многие бы, возможно, так и не научились читать.

    Потеря близкого или неразделённая любовь, стихийные бедствия или война, собственное увечье или необходимость ухаживать за больным могут оказаться для нас пробуждением от сна прозябания, переоценкой жизнеопределяющих ценностей, исканием Бога. (Может, именно об этой нашей возможности говорил Ницше: «Я отдал бы всю западную радость за скорбь русских».) А могут утонуть в нашей жалости к себе и пополнить копилку неиспользованных возможностей, оставив нас всё на том же биологическом уровне существования, где основное - удобства тела и внутренний комфорт. «Когда болезнь, скудость, истощение тела, боязнь, вредная телу, возмущают мысль твою в радости упования твоего и в попечении ко Господу: тогда знай, что живёт в тебе тело, а не Христос» (преподобный Исаак Сирин).

    «Собственноручные скорби»

    Даже если мы не помышляем о «высоких материях», а «живёт в нас тело», и даже если мы не просто тело, а и социально-психологические индивиды, мы переполнены страданиями. Конечно, эти наши муки не имеют ничего общего с окрыляющими посещениями Божиими нас скорбью. Преподобный Макарий Оптинский назвал их «нашими собственноручными скорбями», потому что они - следствие наших ошибок и грехов, концентрированное выражение жалости к себе.

    Необыкновенная жалость к себе - основная и любимейшая наша отрицательная эмоция. Она очень активна, потому что поддерживается чрезвычайно распространённым и даже культивируемым нами комплексом жертвы. Жертвой быть приятно и исключительно выгодно. Тут тебе и внимание, и сочувствие, и жалость, и помощь. Это и алиби от всяких усилий и внутренних изменений: с жертвы какой спрос! Это и возможность узаконенно страдать от житейских обстоятельств и от ненависти к «виноватым», от зависти к успешным, деятельным и просто богатым. Или от «притеснения» домашних и «непонимания», «чёрствости» некоторых друзей или начальников, от «сложных супружеских отношений», «невнимательности и нетерпеливости» духовного отца и т.д. и т.п.

    Как ни печально, но всё это фальшивые страдания, искусственно удерживаемые в жизни мучения. Как же иначе объяснить, что мы зачастую упорно не хотим изменить то, что вызывает такие печали? Ведь от нас зависит изменить себя и этим совершенно преобразить своё общение и семейную жизнь, поменять постылую работу или неподходящее место жительства, обратиться к психологу, наконец. Такие «страдания» или радость жизни - вопрос только нашего выбора. И, безусловно, нашей ответственности. Это кодовое слово зажигает в глазах свет ностальгии по уютной и безответственной жизни жертвы, где даже муки стали уже родными. А ведь оно означает авторство жизни, умение выбирать и стремиться, как писал И. Ильин. Господь всегда близко, но соучаствует Он, как мне кажется, только тем, кто сам старается участвовать в собственной жизни.

    Мучения эти бессмысленны ещё и потому, что не обладают очистительной силой настоящих скорбей, напротив, в них нет ни малейшего проблеска нетварного света, т.к. они - следствие именно упорного нежелания пробиваться к Радости и Свету.

    Муки и радости

    А как же сочувствие, где же жалость? В том-то и дело, что «сердце внимательное» всегда услышит фальшивую ноту в вечных жалобах. Сочувствие в этом случае - лишнее фиксирование жалобщика в «дурной бесконечности» собственноручных его мучений, подтверждение их важности, их права на существование. Вряд ли плач дуэтом изменит ситуацию. И вряд ли это будет проявлением любви к «мученику». Разве соделовают спасение бессмысленные и суетные претензии к жизни? Как же можно поддерживать их сопереживанием и жалостью?

    Мы (гуманные и сентиментальные женщины в особенности) половину жизни проводим в выслушивании драматических историй о чужих неприятностях, мы иногда будто «переселяемся» в чужую жизнь, считая, что так берём на себя часть ужасного груза страданий, сочувствуем, проявляем себя по-христиански, а сами незаметно становимся пленниками чужой муки. И если жалость становится единственным проявлением нашей любви, то в страдании мы видим зло, а борьба с ним становится главной задачей. Так мы помогаем не преодолению и победе духа, а способствуем душевной анестезии, исключающей возможность «претерпеть до конца».

    «Мука и страдание - не одно и то же», - пишет И. Ильин. И, поверьте, это не вопрос терминологии. Поскольку речь о главном - о спасении, всё серьёзно и бескомпромиссно в его объяснении: «Мука есть состояние тварное, тёмное и ожесточённое; мука обособляет человека, замыкает его в себе, погружает его в животность существования, в безнадёжность, в страх и отчаяние. Это именно от нестерпимой муки - „завидуют мёртвым" и „ложатся в могилу" заживо... Это из тьмы родятся мука и страх.

    Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, даёт надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх.

    В муке человек, подобно животному, цепляется за жизнь; и в минуту отчаяния уходит из жизни решением своего произвола.

    Человек, научившийся страданию, не цепляется за жизнь, ибо она для него - не более чем земная жизнь; и, отозванный из жизни, уходит к Отцу.

    Мука зовёт к жалости. И жалость есть согласие на совместную муку. Жалость ведёт не вверх, а вниз: в тварную темноту, в совместность тварной муки. Жалеющий сам опускается до муки, а не помогает мучающемуся возвыситься до страдания. И потому жалость, бездуховно и беспредметно размягчающая душу, есть путь неверный и не зиждущий. Она сама требует преодоления.

    Христианство не благословляет на „муку" и не зовёт к жалости. Оно благословляет на „страдание" и зовёт к свету и радости. Оно уводит от муки и учит победе. И страх в нём исчезает. Христос не „мучился" на Кресте, а страдал и скорбел; и путь Его был путь светоносный, победивший тьму, муку и страх».

    Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Отрок-ua", опубликован на сайте издания

    http://otrok-ua.ru/sections/art/show/vysokoe_iskusstvo_zhizni.html

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Марина, Москва3.10.2008 12:41 #
    Очень благодарна за этом материал.На мой взгляд- именно осмысливая эти тонкие грани- мука-страдание,можно двигаться дальше.Ведь когда понимаешь куда движешься и что мешает, можно разобраться со всем этим- за что и благодарна автору статьи за столь серьезный и глубокий подход к моментам, которые встречаются в жизни неоднократно.
    Сергей, М.29.09.2008 23:53 #
    "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною". Возможено ли быть христианином и не познать боль? Возможно ли прожить жизнь счастливо, в достатке и спокойствии, без проблем и глобальных потрясений, и заслужить при этом любовь Божию и Его благоволение? Читал однажды такую притчу. К сожалению, не помню где, но история известная, поэтому если кто-то знает источник, братья, подскажите. Далее следует "вольный" пересказ оной. В одном монастыре жили два послушника. В какой-то момент оба, не выдержав соблазнов, покинули монастырь и ушли в мир, но через некоторое время, осознав ошибку, вернулись в монастырь и умолили их взять обратно. Их поместили в разные кельи и держали долгое время там. Когда пришли к одному из них, то увидели глубоко опечаленным, исхудавшим, с моршинами, которые от долгих слез появились на его лице. Все время он провел в самоуничижении и мольбах о прощении. Когда пришли ко второму, то нашли его румяным, сытым и радостным. Все время в затворе он благодарил Бога за то, что Он проявил к нему милость и позволил вернуться в монастырь. Далее - самое интересное для нас. Оба пути были признаны старцами равнозначными и спасительными! Это означает, что не одна скорбь ведет человека к спасению, но и ... радость о Боге тоже. Что такое любовь? Любовь есть сильное эмоциональное переживание, испытываемая человеком. Она случается так - происходит какой-то импульс, который выводит человека из состояния равновесия и покоя. Это то, что мы называем "влюбленностью". (интересная делать, у влюбленных людей зрачки расширены, что говорит о эмоциональном расстройстве). Как правило, это растройство связано с желанием единения с тем объектом, к которому мы испытываем влюбленность. Но как только мы его достигаем, наши чувства начинают успокаиваться. Идет процесс "привыкания", когда влюбленность перетекает в стадию привычки. А дальше, следует упокоение наших чувств, которое зачастую ведет к охлаждению отношений. Именно в этот момент человек "вдруг" начинает видеть недостатки, его начинают терзать сомнения, внимание пытается переключиться на другие объекты или интересы. Теперь о человеческом бытии. Любое страдание есть переживание. Нам плохо и мы стремимся избавиться от боли. Это так же сильное эмоциональное расстройство, как и любовь. Когда человек живет в болезни, нищите, скудости, посте, притиснениях, обидах и т.д. он постоянно пребывает в эмоциональном расстройстве. Не имея возможности что-то решить самостоятельно, он начинает цепляться за любые соломинки. Если вера представляется ему такой спасительной соломинкой, он ухватывается за нее и как любой тонущий, уцепляется с удвоенной силой. Но вот вера принесла ему плоды - болезнь излечилась, обрелся достаток и что делает человек? Он забывает про соломинку. Зачем она ему нужна, когда все есть? Зачем человеку Бог, когда он сыт, обут, одет и обеспечен на годы вперед? Его эмоциональное состояние пришло в норму, он успокоился и забыл Бога. Тоже самое, что и при влюбленности - позволил себе начать сомневаться, видеть кажущиеся ему нестройности, недостатки и позволять своему вниманию переключаться на что-то более заманчивое. Что может вернуть его в прежние поиски соломинки? Новая боль. Какая любовь наиболее сильна? Та, которая находится под угрозой. Классический пример - Ромео и Джульетта. Эмоциональное переживание этой любви потому так сильно, что все окружающие грозят ее уничтожить. Что родственники Джульетты, что родственники Ромео. Но чем сильнее угроза, тем сильнее накал эмоций, тем ярче пламя любви. Конечно нельзя сравнивать любовь страстную (для удовлетворения страсти) и любовь христианскую, но сейчас речь о примере. Чем больше боль - тем сильнее зов человека к Богу. Но по милости Своей, Он никогда не дает нам больше той, что мы можем понести и как мать, которая прощает непослушного сына, так и Он, прощает человека в нужде, зовущего Его "Отче, помоги!". Увы, история Ветхого Завета показала, что жизнь в достатке и сытости губит человека. Господь даровал Израилю землю, где молоко и мед. Что сделал Израиль? Стал поклоняться чужим богам. По просьбе царя Соломона Господь даровал ему небывалую мудрость... (казалось бы, ну что человек мог еще пожелать, имея огромное богатство и славу?) .. но и Соломон отвернулся от Бога и стал поклоняться другим богам. И это человек, наделенный высшей мудростью! Вся история человечества к моменту прихода Христа, свидетельствует - успокоение человека ведет к тому, что мы Бога оставляем. Каждый раз за это люди наказывались и наказывались очень жестоко. Вспомните Вавилонский плен хотя бы. Но милость Бога настолько велика к людям, что не мог видеть Он, как мы страдаем. Не для того, Он создавал человека, чтобы Его творение страдало! Потому что, как и мать не может терпеть страдания детей своих, так и Он, возможно, не хочет видеть наших. Господь дал людям Завет и законы. Казалось бы, соблюдай и живи спокойно. Но и они не дали нам того, что от нас ждали. Чтоже могло заставить человека жить так, как ждал от нас Господь? Любовь. Возможно в том числе и с этой целью пришел к нам Спаситель - научить нас ЛЮБИТЬ и жить в любви к Богу, чему Сам явился примером. Потому и говорит нам, что нет более тех заповедей кроме как любить Бога и любить ближнего. Не столько слепо следовать законам, но в первую и главную очередь любить. Потому что соблюдение законов, как мудрость испрошенная Соломоном, не дает нам гарантии того, что мы от Бога не отойдем. Но любовь дает такую гарантию! Не мудрости мы должны просить у Бога, но любви к Нему! Однако мы знаем, что у всякой любви есть период "привыкания" - успокоения. Для того и нужна боль, нужен наш крест, чтобы душа не успокаивалась. Не уменьшала пламени любви к Богу. Обратите внимания, слова Спасителя звучат как "возьми крест". Не "тебе будет дан крест", но "возьми", что подразумевает, что человек должен ДОБРОВОЛЬНО найти для себя крест и взять его. Но если ты можешь поддерживать пламя любви к Богу без страдания, жить с радостью и улыбкой на лице и ежедневно, ежечасно во всем и везде благодарить Бога, хранить Его в своем сердце, не давать сердцу и чувствам охладеть к Богу, тогда и страдания для поддержания этой любви тебе не нужны. Потому что там, где есть любовь, там есть и покаяние. Там, где есть любовь, там есть и самоотвержение и отсечение своей воли. Там, где есть любовь, есть и превозношение объекта любви и уменьшение своей значимости. Там, где есть любовь, там нет места греху. Этим объясняется поступки святых людей, добровольно взваливших на себя тяжелые ноши постов и прочих испытаний - это не только средство очищения от греха, но более средство не дающее стремлению духа остынуть. Другими словами, ты можешь жить в достатке и занимать хорошее положение в обществе, но если ты при этом нашел свой крест, нашел ту боль, которая будет поддерживать пламя твоей любви к Богу и жажду служения Ему, исполнения Его воли, то возможно, у тебя есть шанс на Спасение. Лучшим доказательством этого является тот факт, что не только нищие и аскеты прославлялись в качестве святых, но и те, кто прямо скажем, не испытывал нужды ни в чем - князья, цари, императоры (Константин и Елена). Правда, мало кто из людей может вот так постоянно и долго любить и не охладевать чувством. А поэтому боль нужна. Нужны страдания для постоянной подпитки пламени любви. Поэтому боль не надо бояться, от нее не надо бегать, ее надо воспринимать как инструмент. Но и перебарщивать не надо. Страдания и боль нужно принимать, понимая для чего они даются и принимать их с радостью, как монах из причты. Но не надо к боли и страданиям стремиться, в надежде, что только они спасут. Спасет любовь. Любовь выше самоуничижения и самобичевания. Ибо Бог есть Любовь. Кстати, любопытно, даже зная, что путь христианина - это путь страданий и скорби, мы, христиане, упорно желаем близким на каждый праздник счастья, здоровья, достатка (улыбка) Как так? :)
    Сергей, Нью Йорк29.09.2008 21:59 #
    Ну не надо так перегибать палку: "жалость требует преодоления". Давайте вообще все себя "преодолеем" и станем блестящими хромированными духовными машиными. В древне-русском, слова "жалеть" и "любить" были одним и тем же. Без того, чтобы сначала пожалеть кого-то, посочувствовать, не может быть и помощи. Поэтому "гуманные и сентиментальные" чаще других оказываеются помощниками. Кроме того, некоторые проблемы годами не проходят, хоть ты тресни. И ничего не остается, кроме как выслушать человека и помолиться за него. Далеко не у всех и не всегда есть способности муку преобразить в страдание.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru