Tweet |
Ребёнок не ест кашу. Отпихивает ложку и всё. Его начинают развлекать, рассказывают сказку. Дают шоколадку. Шоколадку он, конечно, съедает, а каша так и остаётся не съеденной… Подобные воспитательные-образовательные истории то и дело встречаются в культурном пространстве. Вот, например, с 20 на 21 апреля 2012 года нас ожидает «Библионочь» - некая социально-культурная акция, с помощью которой инициаторы вроде как надеются привлечь в библиотеки новую аудиторию и возродить интерес к книгам.
В качестве площадок для проведения акции планируется использовать библиотеки, музеи, культурные центры, галереи и книжные магазины. Предполагаемая география – Москва, Тула, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Петрозаводск, Пермь, Тверь, Волгоград. В числе партнёров названы Российская Государственная детская библиотека, Государственный литературный музей, музей-усадьба «Ясная Поляна», Фонд «Пушкинская библиотека». Мероприятие задумывается как проект, конкурирующий с уже известной акцией «Ночь музеев». Только теперь людей призывают идти не в музей, а в библиотеку или ещё какое-нибудь «книжное место». Но вряд ли кто посвятит эту ночь заурядному чтению, ведь на площадках акции посетителей будет ждать специально подготовленная программа.
Всё это необычно, интересно и потому – привлекательно. Применительно к примеру с непослушным ребёнком это – самая настоящая шоколадка. Но как от неё перейти к каше, то есть собственно к чтению, не очень понятно. Если ребёнка приучить есть шоколадки, то он на кашу и смотреть не будет. Привыкание к сильным средствам делает человека невосприимчивым к слабым.
Да, «Библионочь», несомненно, привлечёт людей, но станут ли они в результате акции больше читать? Не покажется ли им чтение ещё более скучным на фоне яркой программы акции? Тут ведь есть и глубинное противоречие. Чтение – сугубо личностно, индивидуально. Человек остаётся наедине с книгой, а через книгу – наедине с самим собой. Книга учит думать, выстраивать собственное отношение к миру. Именно поэтому считается, что лучше прочесть первоисточник, чем увидеть фильм или спектакль на его основе, - в первом случае человек использует собственные ум и воображение, во втором – пользуется чужими.
Но для того, чтобы получить от книги то, что она может дать, мы должны иметь определённые навыки, а главное - желание потрудиться духовно. Любовь к чтению формируется только по ходу духовного становления человека, и если не заниматься духовным образованием, то и привычки к чтению не привить. А духовное образование – материя слишком сложная, в число первоочередных государственных задач не входит, требует слишком большого труда и поступательности усилий. Гораздо проще действовать наскоком, с помощью акций, кампаний, проектов, определяя результат численно, а не качественно. Столько-то человек охвачено, значит, акция удалась. А что там происходит внутри человека, сегодня мало кого интересует.
Результат акций, подобных «Библионочи», будет обратный заявленному. Чем больше таких акций, тем быстрее будет деградировать внутренняя культура людей и внешнее культурное пространство. Библиотеки и книга – один из важнейших культурных символов – втягиваются в event-индустрию (event – событие (англ.), event-индустрия – бизнес, зарабатывающий на организации мероприятий), а, в конечном счёте, – в индустрию развлечений. Новое назначение книги – развлекать. А если так, то нужна ли книга, ведь есть развлечения, которые гораздо проще и требует меньше усилий. Разменяв книгу на акции вокруг неё, мы получим ещё большее охлаждение к чтению.
Подлинная мотивация инициаторов «Библионочи» понятна. Успех «Ночи музеев» показал, что есть значительное количество людей, которые готовы пойти ночью в «культурное» место. Есть рынок, должны возникнуть и конкурентные предложения. Но вот почему учреждения культуры с готовностью участвуют в подобных программах? Или это уже – жест отчаяния? Оказаться востребованными - хотя бы ночью, пусть раз в году…
Стоит отдельно остановиться на времени суток, являющемся «фишкой» акции. Классическую культуру втягивают в пространство ночной культуры. Как следует читать этот знак?
Ночь противостоит дню; в культуре это противостояние имеет несколько смыслов. День – время труда, ночь – отдыха. Уставшему организму требуется сон. Но понятие отдыха шире. Людям предлагается не спать, а отдохнуть культурно. Такой подход естественно настраивает человека на культурное потребление. От него ничего не требуется, все действия он совершил днём, в «зоне труда», а теперь ночью он по праву должен расслабиться и получить удовольствие. И всё же от утомления никуда не уйти, поэтому своё удовольствие он должен получить легко, не напрягаясь, тем более, что способность воспринимать что-либо ночью естественно ослаблена…
Второй аспект: день - это время ясности, ночь – время тайн и загадок. Программа «Ночи музеев» обыгрывала это, вероятно, и «Библионочь» будет использовать подобные ассоциации. Ночной колорит акции неизбежно придаёт ей привкус эзотеричности. То, что понятно, открыто и просто, уступает место неясности и двусмысленности. Под покровом ночи допустимо то, что немыслимо днём. День – для профанов, ночь – для посвящённых. Те, кто пришли на акцию, должны почувствовать себя избранными, особыми, получить некий плод, недоступный в обычном режиме.
Весь этот комплекс эмоций скорее вредит душе, чем способствует её обогащению. И в этой связи стоит вспомнить ещё один семантический пласт: день – это время света, а ночь – время тьмы. Большая часть тайн и загадок на поверку оказываются весьма сомнительными и, так или иначе, пересекаются с отнюдь не христианской мистикой. Ночная акция становится своего рода искушением для устроителей: вступив на территорию, издавна отданную в культуре проявлениям зла, они должны будут не дать им место в своей программе. Удастся ли это, будет зависеть от духовной сознательности устроителей. Но, как всегда, лучше было бы избежать такой провокации.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!