Tweet |
Кроме Александра Чудакова в шорт-лист «Русского Букера десятилетия» попали Олег Павлов, Роман Сенчин, Захар Прилепин и Людмила Улицкая. К сожалению, до вручения премии лауреат не дожил, награду получила его вдова, известный культурный и общественный деятель Мариэтта Омаровна Чудакова.
Александр Павлович Чудаков скончался в 2005 году, он известен, прежде всего, как исследователь литературного творчества Чехова, издатель и критик. С 1964 работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ, Литературном институте, читал лекции по русской литературе в европейских и американских университетах. Состоял в Международном Чеховском обществе. Александр Павлович опубликовал более двухсот статей по истории русской литературы, готовил к изданию и комментировал произведения Виктора Шкловского и Юрия Тынянова. Роман «Ложится мгла на старые ступени...» впервые был опубликован в 2000 году в журнале «Знамя», в книге рассказывается о жизни группы «ссыльнопоселенцев» на границе Сибири и Северного Казахстана в середине XX века. Несмотря на тему, автор характеризовал книгу как «роман-идиллию».
Нынешний «Русский Букер десятилетия» – довольно редкий случай, когда вручение крупной литературной премии не вызвало раздоров и разногласий в среде писателей и критиков.
Мариэтта Чудакова:
«Скольких добрых, умных и справедливых людей я имела счастье видеть в тот день, когда Букеровская премия была присуждена Александру Павловичу! Не было ни одного темного и недовольного лица. Первой поздравила меня Людмила Улицкая, которая сама была в шорт-листе. Она сказала, что считает выбор жюри справедливым. Все люди, которые ко мне подходили, выражали свое удовлетворение по поводу вручения премии Александру Павловичу».
Олеся Николаева:
«Весть о том, что лучшим романом последнего десятилетия был избран Александр Чудаков, лично для меня стала событием не только радостным (я, пренебрегая приличиями этой церемонии, не смогла удержаться от громкого крика «ура!»), но и символическим: победа романа Александра Чудакова означала победу самого духа русской литературы, русской классической традиции, христианского понимания смысла литературы. Ведь в современном искусстве и литературе стал превалировать оптический обман: все чаще и чаще и на киноэкранах и в числе списков лауреатов престижных премий стали появляться произведения, порожденные демоническим видением и представлением о мире и человеке. Судя по отзывам некоторых моих коллег и современников, а также и по моему собственному мнению, после ознакомления с таковыми наступало состояние тошнотворности и уныния: бессмысленные герои в бессмысленных обстоятельствах бессмысленной жизни. Это опротивевшее еще в XIX веке – «среда заела»…
В этом контексте роман Александра Чудакова звучит вызывающе. Его герои – по преимуществу ссыльные в далекий глухой поселок, расположенный на самой границе с Казахстаном. Все они – репрессированные «деклассированные элементы», пораженные в правах, ошметки общества, нищие, бомжи. Но, по воле Промысла, именно здесь и собирается культурная и духовная элита, выживающая лишь за счет того сокровища, которое она вынесла из старой России и «собрала на небесах» - это представления о подлинной чести, о богоданном достоинстве человека, о ценности благородства и милосердия. Это – «Россия, которую мы потеряли», явленная теперь нам, по образу Господа нашего, «в зраке раба»: она – духовная аристократка, послушница, нищенка, интеллектуалка, труженица – сама умеет варить мыло, шить сапоги, выкладывать печи, строить дома, сеять пшеницу, собирать мед, предвидеть перемену погоды, осмыслять историю, разгадывать Божью волю и определять свое предназначение в трагической круговерти. Она опровергает заученную с детства пословицу: один в поле не воин. Нет, свидетельствует Александр Чудаков, и один здесь воин, если это человек с боголюбивым сердцем, твердой волей и чистой совестью. Таков главный герой романа – дед автора, то и дело в трагические минуты жизни раскрывающий ту религиозную, нравственную, наконец, «традиционно-бытовую» сокровищницу, которую у него не смогла отнять ни Советская власть, ни безбожный диктаторский режим: «И радость вашу никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Александр Чудаков создал замечательную художественную реальность, которая, на самом деле, обличает всех нас, современных людей и художников - маломощных, малодушных и маловерных. Вот оно – определение подлинного искусства, по пророку Иеремии: «извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь как уста Моя» (Иер. 15, 19).
Эта драгоценность и одержала победу над подделками».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!