rss
    Версия для печати

    Теплой Заступнице мира холодного

    Сложные чувства мне довелось испытать, когда я узнала о том, что из Ватопедского монастыря привозят в Россию такую святыню, как Пояс Богородицы. Была радость. Было желание прикоснуться к святыне – когда еще выпадет такой шанс? Было нетерпение: скорее бы уже Пояс оказался в Москве! И были сомнения: а смогу ли я, лично я, выстоять несколько часов на морозе? А выдержу ли я все те искушения, которые будут сопутствовать этому стоянию?

    Когда Пояс, наконец, оказался в Москве, я после долгих и очень мучительных размышлений приняла решение к нему не ходить. Маленьких детей у меня нет – чтобы идти в особую очередь, инвалидом я (слава Богу!) не являюсь, государственным чиновником не служу (тоже слава Богу!). Искать какие-либо пути и возможности пролезть без очереди считаю для себя настолько же неприемлемым, как питаться человеческим мясом. Силы свои и свое физическое состояние оцениваю здраво. Сообщения из других городов недвусмысленно давали понять, что стоять придется довольно долго на холоде. Я не очень сильно ценю свое здоровье, но моя болезнь и тем паче госпитализация в первую очередь ударили бы по моей семье, а зарабатывать баллы святости за счет других мне тоже почему-то не хочется. Нелегко мне далось это решение, и было горько, что я сама не смогу, и радостно было за тех, кто сможет.

    Но вот стали поступать первые сообщения – что в СМИ, что в блогосфере, и оптимизма поубавилось. Тут нужно понимать, что Москва - это не только первопрестольная столица российская, это еще и порт пяти морей. В том смысле, что все паломники из российских городов, которые не приехали в Питер, Ростов, Екатеринбург и т.д., все ближнее зарубежье – все они стали ехать в Москву. Никому в голову не приходит их за это осудить, но в многомиллионной Москве есть и свои жители, которым приходилось пропускать и пропускать автобусы с паломниками, и очередь становилась все длиннее и длиннее. Вообще, если где что в Москве дают бесплатно – то Ходынка гарантирована. На сей раз пока все же обошлось без задавленных, хотя кое-кто прохаживался по поводу очереди, сравнивая ее с похоронами Сталина. Однако неподвижное стояние в течение двадцати часов, когда мороз продирает до костей, а с реки еще и дует пронизывающий ветер – это не каждому по силам. А дальше – сообщения стали напоминать сводки с фронтов. «Очередь начинается от Фрунзенской набережной… от метро “Спортивная”… от метромоста на Воробьевых горах…». Люди становились в очередь, зная, что им придется провести в ней сутки, а то и больше. Ситуация достигла своего экстремума. И только тогда начали появляться не одни лишь медоточивые статьи о единении масс верующих, но и критические замечания по поводу организации, и предостережения против излишнего фанатизма.

    И у меня есть ряд очень неприятных вопросов.

    Почему глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал людей со слабым здоровьем не мерзнуть в очереди только на четвертый день пребывания святыни в Москве? Что мешало ему это сделать раньше – неужели не была ясна общая картина, после пребывания Пояса в других городах России?

    Почему светские СМИ столь усиленно пускали рекламу этого события, совершенно не упоминая о том, что в Храме Христа Спасителя постоянно хранится частица Ризы Богородицы, что частица Пояса находится в Троице-Сергиевой Лавре да и в храме Ильи Обыденного, что в трехстах метрах от Храма Христа Спасителя? Я-то видела упоминание о святынях, хранящихся в Храме Христа Спасителя, на сайте храма, но, справедливости ради, - сколько людей, далеких от церковной жизни, бывают на этом сайте?

    Почему разъяснения и утешения от священнослужителей стали поступать только после того, как охваченные отчаянием люди уходили из очереди, простояв в ней по двадцать часов?
    Почему журналисты, радостно рапортовавшие о наличии биотуалетов, автобусов для обогрева и о раздаче горячего чая, забывали написать, что к биотуалетам нужно пробиваться, что чая на всех не хватает, а зайдя в автобус погреться, ты легко можешь потерять место в очереди?

    Почему могла вообще возникнуть эта дикая, совершенно отвратительная ситуация с продажей пригласительных билетов? Я сознательно не хочу разбираться, были ли это приглашения для VIP-персон или эти пригласительные билеты распространялись среди прихожан, как сейчас пишет в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. Если распространялись среди прихожан – тем хуже. С VIP-персон какой может быть спрос, они с мигалками и на тот свет тоже, наверное, попытаются пролезть…

    Пребывание Пояса Богородицы в России очень ярко показало те противоречия, которые раскалывают не только российское общество вообще, но и православных людей в частности. Не желая углубляться в споры о подлинности или неподлинности святыни, я с горечью констатирую факт, что значительная часть русских людей, мерзнувших и все еще мерзнущих в очереди, к Православию относятся довольно утилитарно – в данном случае, прикоснуться к святыне, чтобы забеременеть (выздороветь, получить желаемое). Справедливости ради, священноначалие Русской Православной Церкви не устает повторять все эти дни, что одного прикосновение к святыне недостаточно, что нужна жизнь во Христе, соединение с Ним через Причащение Святых Таин. Многие ли из тех, кто стремится прикоснуться к ковчегу с Поясом, услышат этот призыв – я не знаю. Очень хочу верить, что услышат. Но я не хочу утверждать с комсомольским задором, что теперь каждый из отстоявших очередь станет хотя бы иногда подходить к Чаше. А без этого, простите, любое поклонение любой христианской святыне превращается в контагиозную магию: я притронулся к чудотворной иконе, и у меня зубы перестали болеть.

    Еще один неприятный момент, о котором нельзя не сказать. Это раскол внутри самого православного сообщества. Споры о подлинности святыни, иногда доходящие до глумления и отсутствия элементарного такта. Осуждение и небрежение. Гордыня – гордыня, лезущая изо всех щелей. Как не совестно людям писать в своих блогах сообщения вроде: «Мне удалось влезть в самое начало очереди, полиция не заметила. По Промыслу Божьему я прошел за 20 минут! Слава Богу за все!». Как не совестно тем, кто прошел по очереди детей, инвалидов или прессы рассуждать о том, сколь мала вера тех, у кого не было сил стоять на ледяном ветру сутки? С каких пор благочестие стали мерить количеством святынь, к которым христианин приложился? Да и то – может ли кто-то сказать про себя, что он достаточно благочестив? Если да, то в воздухе отчетливо запахнет серой. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17).

    Больно и горько видеть тот раскол, который творится сейчас в православной блогосфере. Когда одни обвиняют других в язычестве и обрядоверии, и получают в ответ обвинения в ереси и надменности. Святыня, по идее, должна была объединить русский народ. Но русский народ не упустит возможности замутить раздор и склоку. Где-то я увидела утверждение, что привоз Пояса в Россию должен был стать нашим ответом мусульманам – «не только они умеют собирать толпы на Курбан-Байрам». У меня вопрос: а русскому православному человеку нужна толпа, подобная толпе на Курбан-Байрам? Толпы-то мы собирать умеем. Вот еще бы единству научиться… Научиться бы друг друга ценить, любить и уважать. Потому что, когда люди, называющие себя христианами, так друг друга едят поедом, то чего ждать от безбожников? И как смотреть в глаза тем, кто еще лишь на пути к православной вере?

    И самое главное – все эти искушения создаем мы сами. Бог поругаем не бывает. Святыня не может привести к расколу – это общество само по себе больно, и в нем надо что-то менять, и менять каждому из нас, а не ждать, пока эти изменения с неба свалятся.

    Я даже не сомневаюсь, что из десяти человек, прочитавших мою статью, восемь возразит мне, что я-то сама к Поясу не ходила, потому не имею права рассуждать. Не ходила. «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Но молиться за тех, кто сейчас стоит в очереди, я могу и буду. Желать вразумления осуждающих как с одной, так и с другой стороны, я обязана. Богородице кровавые жертвы не нужны – зачем тогда была принесена искупительная жертва Ее Сына? Ей, Заступнице нашей, нужно другое: наша любовь к Ней. Наша любовь друг к другу. Наша жизнь во Христе. И наше сердце, открытое Богу. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). 

    Фото из открытых интернет-источников

    Вставить в блог

    Теплой Заступнице мира холодного

    Теплой Заступнице мира холодного

    26 ноября 2011
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    aleksandra, новосибирск028.11.2011 7:45 #
    Конечно,все зависит от нас,было конечно благоостно от святыни и единения и что помнить об обмороженных стариках,госпитализированных с гипегтоническими кризами и переломами,падали от долгог стояния.Как всегда у нас православных,что нам до пострадавших, будем говорить о хорошем.,все остальное мелочи,нам то было хорошо.
    Валентина, Москва27.11.2011 22:09 #
    Я бы хотела сказать, что как мы воспринимаем события, так они и отражаются, для нас самих, прежде всего...Да, конечно, очередь была не то слово, какая огромная, было холодно, дождь, слякоть, где-то и давка-но это, прежде всего, от нас самих зависит-если бы внимательнее относились к окружающим, не лезли бы вперед, пропускали ...все было, многие стояли и не успевали пройти- надо было бежать на работу...но вот тот настрой, то состояние- потерпеть временные неудобства, стужу, долгое ожидание ради Матери Божией, чтобы поклониться Ее Честному Поясу, был у многих. И даже если не удалось подойти, оставалась на душе светлая радость...Многие читали акафисты, молились...Сейчас настолько бешеный ритм жизни, за суетой не успеваешь побыть наедине с собой, помолиться- а тут такая возможность!!! И даже если ты просто постоял, помолился, Матерь Божия не оставит без внимания твои просьбы!!! очень радостно было видеть, как народ подходил к святыни- люди разных профессий, часто прямо в спецодежде-врачи, омон, спецназ, полиция, службы психологической помощи, военные, старики и младецы, как люди плакали от умиления- забыть не возможно!!!Пресвятая Богородице, спаси нас!!!
    Мария, Москва26.11.2011 20:10 #
    Уважаемый автор статьи, я всего лишь хочу обратить ваше внимание вот на это: "Почему журналисты, радостно рапортовавшие о наличии биотуалетов, автобусов для обогрева и о раздаче горячего чая, забывали написать, что к биотуалетам нужно пробиваться, что чая на всех не хватает, а зайдя в автобус погреться, ты легко можешь потерять место в очереди?". Наша очередь сумела достичь Храма через 8 часов. Понимаю, что нам повезло. Но и за эти часы можно было составить представление о том, как и что происходит. Поэтому: - чая хватило всем, его даже предлагали больше, чем люди хотели пить; своего "места" в очереди никто не мог потерять по определению - все разделены на "загоны", а в "загонах" стоят сплошной толпой - которая, как все понимают, непременно попадёт в Храм! Так что "своего" места в своём "загоне" никто не ищет по определению. Конечно, есть те, кто хочет оказаться возле следующего барьера первым - но, по сути, это не имеет смысла, так как в итоге пройдут все! Так что, марафонские пробежки заканчиваются примерно через часа два ожидания, поскольку всем всё становится понятно. И - третье. Никаких очередей к биотуалетам - не было!!! Вообще! Никто и никуда не пробивается. Наоборот - хорошо, если человека 3-4 пойдут в туалет. А будок каждый раз гораздо больше. Так что, это неправда. Да, организация хромала - наверное, что-то можно было улучшить (прежде всего - это касается того, что приезжих паломников пускали за счет многочасового стояния местных верующих). Но сейчас, когда я на всё изнутри посмотрерла, понимаю, что если не касаться вопроса с приезжими - всё было вполне нормально и терпимо. Не деликатесы же подавать в горячей кухне, не превращать же стояние к Поясу Богородицы в увеселительное мероприятие. Это было стояние людей, в котором нужно было стерпеть определеные трудности. А тем, кто стоял 20 часов и не дождался, мне хочется в ободрение сказать, что Богородица всё видела. И намерения ваши, и молитвы - не останутся без Её внимания.
    Лариса, Сергиев Посад26.11.2011 14:26 #
    Не знаю, утешу ли Вас, но мы только что прошли путем народным и прикоснулись к Поясу Богоматери, и очень рады. Спасибо Вам за молитвы. У нас тоже решимость то гасла, то разгоралась, и все-таки мы вышли в путь. Прекрасное чувство, незабываемое, видеть много совершенно разных людей, объединенных одной целью. Людей простых и интеллигентных, молодых и старых. Даже еще не в нашумевшей очереди, а просто на выходе из метро, когда по неуловимой почти озадаченности двух подростков понимаешь, что это они, твои однополчане на эту ночь. И вон тот мужчина, и две бабушки...Возможно, мало кто из них проходил в храме дальше подсвечника. "Дадите место Богови". Тот, Кто их вывел из дома, силен умудрить и в остальном.
    aleksandra, новосибирск26.11.2011 9:36 #
    добавить хочу к вашему повествованию,что ажиотаж был ожидаем ,зная русский характер и рцкламу всех средств информации,в т ч и православных,неужели не знали,что в россии в это время -зима

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru