Tweet |
Предпраздничная суета
Мы приехали немного заранее, поэтому увидели кусочек закулисной жизни гимназии. Учительница первого класса повторяет с детьми стихи, которые они прочитают на посвящении в первоклассники. Она уже знает всех детей по именам и очень легко общается с ними (правда, в отличие от обычной школы, где учителю приходится не упускать из виду сразу два или три десятка детей, здесь в первом классе всего пять мальчиков и две девочки). Кто-то из детей с интересом наблюдает репетицию, но его почти сразу замечают и показывают ему, где сейчас собрался его собственный класс. После краткой репетиции мальчишки затевают битву с воздушными шариками и так самозабвенно лупят ими друг друга, словно это и не они только что были маленькими джентльменами в своих форменных пиджаках и красных галстуках. Это необычная школа, но обычные дети. Первоклашки, наверное, даже не заметят, что в их гимназии так много особенностей: они ведь никогда не бывали на обычной школьной линейке... А особенностей этих не счесть.
Благослови, Боже, отроков сих
Учебный год начинается с молебна - краткого и радостного. Вносятся хоругви с символами евангелистов, девочки повязывают белые платочки, звучит церковное пение... Служит прот. Артемий Владимиров, детишки постарше - то есть все, кто пришел уже не впервые - подпевают тропарь святителю Василию, который давно знают наизусть. «Это надо претерпеть», - говорит батюшка перед тем, как окропить маленьких молитвенников святой водой. Но звучит это шуткой, поскольку брызги ловятся с обычной радостью и улыбками.
Именно после молебна, а не после официальных речей, отец Артемий провозглашает учебный год открытым. А слова учредителей и директора гимназии лишены всякого официоза и укладываются все вместе в четыре с половиной минуты. Сразу же начинаются испытания, которые должны пройти первоклашки, чтобы стать настоящими гимназистами. Великолепная семерка отгадывает загадки, собирает портфель (бинокль оставляют дома, кукол и электронные игры - тоже, цветной картон предусмотрительно берут: ведь будут и уроки труда, и рисование). Остальные ребята с интересом наблюдают (с высоты-то второго класса!), помогают с загадками, а иногда в шутку делают все наоборот и сообщают ведущему, что готовить уроки - не по их части.
Спасибо, что поверили
В прошлом году на молебен и линейку собралось только девять учеников. Заканчивали год уже пятнадцать детей, а сегодня начинали - двадцать пять. Если посчитать вместе с подготовительной группой - детским садом «Васильки» - то детишек уже сорок четыре. Двадцать пять - это так мало: в иных школах в каждом классе по столько учеников. Двадцать пять - это так много! Уже очевидно, что гимназия крепко встала на ноги.
Нельзя сказать, что школа изначально казалась однодневкой, нет: собрались целеустремленные люди, были вложены значительные средства, в основание была заложена светлая идея, а цели были и остаются исключительно благими. Так что были все надежды на помощь Божию. Но как всегда в нашем мире, когда видишь доброе начинание, боишься, что мир сей и век сей начнут такой натиск на этот росток, что у начинания не будет продолжения. Поэтому, когда один из учредителей гимназии Константин Малофеев, сказал родителям: «Спасибо, что вы нам и в нас поверили», - на лицах взрослых было понимание.
Остальные ораторы в основном просто желали детям и родителям успехов и помощи Божией. «На свете есть три главные профессии: учитель, врач и священник, - начал прот. Максим Козлов, настоятель храма св. мц. Татианы. - Желаю вам, чтобы ни один из вас, если решит стать врачом, не был бы лекарь-калекарь; чтобы ни один учитель не оказался мучитель, и чтобы не встретился на вашем пути поп - толоконный лоб». Ребята отвечали дружным смехом.
Уроки благочестия
Уроки благочестия - именно эта дисциплина наиболее ярко отражает специфику школы. Кроме основательного и глубокого образования, детям стремятся дать цельное православное мировоззрение. Уже в детском саду с детишками регулярно встречается священник - отец Игорь Палкин из храма святой мученицы Татианы при МГУ. Когда-то мы видели, как общался священник с детьми в обычном летнем лагере: они сначала слегка дичились, потом облепили его и стали трогать руками рясу, крест... Здесь - совсем не так: ребятишки подходят под благословение, спокойно отвечают на вопросы батюшки.
Первого сентября - первый урок. Проводит его прот. Артемий Владимиров - мастер общения с детьми. И главной темой становится вопрос о том, почему в мире столько противоречий: есть богатые и бедные, больные и здоровые, дети и родители, разные народы и страны... С помощью батюшки детям удается разрешить эту проблему. Богатые нужны для того, чтобы помогать бедным, здоровые - чтобы посещать и лечить больных, а у каждого народа свой талант. У итальянцев, например, очень красивая опера, у немцев - лучшие машины.
- А у эскимосов? - спрашивает батюшка.
- А у эскимосов нет иммунитета к спирту, - уверенно отвечают ему.
- Какое короткое у вас знакомство с северными народами! - изумляется отец Артемий. Даже интересно, какого ответа он ждал, задавая свой вопрос об эскимосах...
На этом уроке все выясняют вместе, хотя каждый из ребят не забывает поднять руку и дождаться приглашения от батюшки, чтобы высказаться. Естественно, гомон все же поднимается: мы ведь не в армии, а в первом классе.
Не нужен клад, когда в семье лад
Вскоре детей отпускают пить чай, а взрослые остаются в классе, где им представляют всех учителей, рассказывают о ближайших планах. Директор гимназии Татьяна Владимировна Пяткова сумела найти квалифицированных педагогов по всем предметам, уже в прошлом году написаны новые учебники по истории и литературе, совмещающие традиционный научный подход и православное мировоззрение. Среди учителей - преподаватели латыни (а как же - мы же в гимназии!) и церковнославянского языка, клиросного пения и каллиграфии. Впереди - поездки по святым местам и на обычные экскурсии, множество праздников. На каждый из них приглашают всех родителей, причем не как зрителей, а как активных участников. Чем больше у детей и взрослых будет общих интересов, тем меньше опасности, что однажды они обнаружат, что мало знакомы друг другу... «Не нужен клад, когда в семье лад», - таков девиз нового учебного года.
После собрания я спрашиваю двух мам, чьи дети уже отучились в гимназии целый год, почему им здесь нравится. Не кажется ли им, что большой коллектив обычной школы - это необходимая закалка для жизни в современном мире?
- Нет, что вы! Это хорошо, что школа такая маленькая. Все они под присмотром. Если кто-то кого-то обидел, ему сразу подскажут, что надо попросить прощения. Если кто-то чего-то не понял, это заметят и объяснят. А зачем большой коллектив? Главное, чтобы собственная личность сложилась, тогда и в коллективе проблем не будет, - резонно отвечают мне.
И корень, и плод учения может быть сладким
Да, детям предстоит серьезная учеба. Цель - возможность успешно сдать экзамены в МГУ и другие ведущие вузы России. Цель еще более высокая - послужить Отечеству (об этом говорят сами ребята на уроке батюшки). Иностранный язык - на уровне школы с углубленным изучением. С начальных классов - авторские курсы педагогов по ботанике, зоологии, физике и химии. Домашние задания - прямо здесь, в группе продленного дня. Но пансионата в школе нет, и цель оставлять детей на всю неделю не ставится даже тогда, когда будет закончено строительство большого собственного здания гимназии. Ведь малыша нельзя вырывать из семейной жизни надолго - иначе откуда возьмется тот самый лад и взаимопонимание в доме? Зато дети приезжают к родителям уже закончившими на сегодня учебный цикл, так что все время может быть посвящено не физике и английскому, а общению (хотя тут уж кому что интересно). Кстати, возведение нового здания идет полным ходом - там поместятся все.
А горький корень учения становится слаще, а гранит науки мягче, когда все начинается и оканчивается молитвой, когда рядом близкие по духу друзья и учителя, когда сидение за партой перемежается с выходами на природу (например, урок биологии - в лесу), занятиями спортом и просто игрой.
Tweet |
Вставить в блог
Второй раз в первый класс2 сентября 2008
|
Поддержите нас!