Tweet |
Как известно, всяк кулик хвалит свое болото. По моим наблюдениям, не составляют исключения и кулики, живущие в болоте средней школы. И мне, вслед за многими моими коллегами, порой хочется похвалить наше болото. И прежде всего, за то, что оно довольно опасно. Став учителем, ты рискуешь - рискуешь встретиться с самим собой. Делаешь свое дело и вдруг - видишь себя, как ты есть. Надо сказать, это не самое приятное зрелище, но в нашем болоте это случается достаточно часто.
Однажды я иду в школу и как обычно обдумываю будущие уроки. Хорошо, что шумный и беспорядочный 8Б у меня на первом уроке: они еще не проснутся и, глядишь, урок проскочит без особой борьбы. К тому же Леня Б., главный заводила в этом классе, последние дни болеет, и от этого класс сильно получшал... И тут я ясно понимаю, что я не хочу, чтобы Леня выздоровел и вернулся в класс. Мне хорошо без него и лучше бы его не было. Какой ужас! Очевидно, это подспудное чувство сидит во мне уже давно, и Леня подсознательно чувствует мое «лучше бы тебя здесь не было» и соответственным образом мне отвечает. Но, кроме того, я понимаю (и обсуждения на педсоветах Лениного поведения это подтверждают), что большинство учителей школы чувствуют по отношению «к этому хулигану» то же самое: «лучше бы тебя здесь не было, ты нам только мешаешь». Каково тринадцатилетнему человеку приходить в школу, где его не хотят видеть? Ужасно. Ты смотришь на себя и понимаешь: ты профессионально непригоден, ты не хочешь видеть собственного ученика, тебе нужно увольняться с завтрашнего дня. Или меняться.
Постоянные мысли об учениках оставляют учителя только с середины июля по середину августа. Все остальное время размышления не прекращаются. Вот я иду из школы и вяло вспоминаю, как прошли уроки. Почему-то я задаю себе вопрос, была ли сегодня на уроке Катя Л. Обычно я выясняю это просто: я представляю себе класс и детей сидящих за партами и, увидев их в воображении, могу сказать, кто сегодня был и кого не было. Но на этот раз у меня ничего не получается. Я хорошо «вижу» тех, кто сидит на первых двух партах около окна, похуже - ребят за третьей партой, а вот четвертую парту, где обычно сидит Катя, я не «вижу» вовсе. Парта в тумане - то ли есть за ней кто, то ли нет. Объяснение этому самое простое: за весь урок я ни разу не посмотрел на эту парту. Сорок пять минут я был в классе, и со мной были дети. И за сорок пять минут я ни разу не посмотрел в эту сторону. Да был ли я на уроке? Чем я вообще был там занят, если не встретился (или не не встретился) с одной из своих учениц? И зачем она там была (если была), если для меня она отсутствовала? Ты был уставшим, ты думал о своем, тебя там не было. Ты профессионально непригоден.
Студенты умеют отделить профессионала от человека. Они могут хвалить профессора за ясные и глубокие лекции и плохо отзываться о его личных качествах. Дети, слава Богу, этого не умеют. Если класс тебя не принимает, он не принимает тебя целиком. Совсем не обязательно это неприятие выражается бурно. Класс может быть холоден, ироничен, демонстративно послушен. Класс может хорошо учиться, а контакта с ним все равно нет. И, конечно, дело тут не в обстоятельствах (ты заменил любимую учительницу, класс любит физика за его юмор и совместные походы и т.д., и т.п.) - дело в тебе. Это шанс измениться. Другого шанса может не быть.
Вот так ты прыгаешь с кочки на кочку, теряешь равновесие, боишься, на что-то надеешься. Самое опасное - начать чувствовать под собой не болото, а твердую почву. Стоя твердо на ногах, трудно встретить самого себя. А что за жизнь без такого риска?
С теми, кто рискует, мне хочется поделиться молитвой, которая постепенно складывалась у меня в течение нескольких лет. «Приложила руку» и моя жена, в прошлом тоже учительница. По собственному опыту знаю, что чтение этой молитвы по утрам, хорошо помогает настроиться на рабочий день в школе:
Утренняя молитва учителя
Господи Иисусе Христе, наставник мой и учитель, ныне иду к ученикам, которых Ты даровал мне, Ты же меня укрепи, светом Твоим просвети и помилуй.
Дай, Господи, мне видеть в каждом ученике Твой образ и подобие и драгоценного друга Твоего, ради которого Ты принял крестную смерть.
Дай, Господи, мне терпение, смирение, любовь, внимание и трезвость. Просвети своим светом всякого учащего и учащегося и помилуй учеников моих, о них же дерзаю недостойный молиться (имена учеников).
Дай, Господи, мне разумение как и когда подобает мне действовать. Когда с необходимой строгостью и твердостью, когда со снисхождением и милосердием, а когда оставлением, молчанием и молитвой.
Укрепи во мне веру, дабы не унывал я от многих моих прегрешений, ошибок и неудач, и во всяком затруднении надеялся на твою помощь и вразумление. Уврачуй душевные раны учеников моих, моими грехами нанесенные. Обрати своим Промыслом мои слабости и недостатки на пользу ученикам.
Подай, Боже, душевный мир и здравие родителям учеников, дедушкам и бабушкам и всем родным, утиши семейные раздоры, растопи лед непонимания и равнодушия и всех Твоею любовию просвети и согрей.
Научи меня, Господи, открыто и дружественно сотрудничать со всеми учителями и работниками школы, искренне и усердно помогая им во всяком деле, не противном моей вере и совести.
В случае разномыслия и несогласия с коллегами и начальниками научи меня быть спокойным и благожелательным и говорить прямо и просто, никого не обижая и не смущая. Посети, Господи, спаси и помилуй моих коллег и начальников и прими мою молитву о них (имена).
Научи меня быть чутким и открытым ко всему, что дарует мне наступающий день, не подменяя сегодняшнюю встречу вчерашним видением и опытом.
Ты, Господи человеколюбче, Наш Наставник и Учитель. Вразуми нас, просвети и на путь истинный направь.
Всехвальные апостолы, отцы и учители, молите Бога о нас, да спасет вашими молитвами души наши.
Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители славян, молите Бога о нас и учениках наших.
Бог помощь!
Иллюстрации:http://kandryschool2.narod.ru,
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!