Tweet |
Впрочем, это только ассоциации.
Завтра начинается учебный год. Может кого-то из тех, кто поступил в ВУЗ или техникум волнует, насколько выбранная специальность подходит для христианина. Так вот, жизнь этих людей, ставших святыми - пример того, что служить Богу можно в самых разных обстоятельствах и при любой профессии.
Неизвестно почему, но родители отдали братьев Флора и Лавра на обучение к мастерам-каменщикам Проклу и Максиму. Возможно, знание этого мастерства могло обеспечить юношам устойчивый доход (дома-то людям всегда нужны!), может, мастерская Прокла и Максима была единственным местом, куда братья могли пойти учиться. Учителя были христианами.
Показывая юношам, как следует выбирать хорошие камни, делясь какими-то навыками, они попутно рассказывали им о Христе. Может, они и не умели читать. Но простой, искренний рассказ, да еще и за совместной работой бывает лучше книги.
Быть может, из-за этих рассказов братья прониклись таким доверием к своим учителям, что стремились перенять у них все знания - и практические, и духовные. Ремесло оказалось для них тесно связано с верой. И в работе они стремились овладеть всеми тонкостями и секретами. О Флоре и Лавре стали говорить как о самых искусных каменщиках местности, в которой они жили.
Талантливый, знающий человек всегда привлекает внимание. И вот правитель соседней страны нанял братьев на работу, чтобы они построили храм для языческих богов. Как ремесленники, Флор и Лавр удостоились большой чести (к тому же им был обеспечен хороший заработок). А как христиане? Как христиане они решили не отказываться от поездки в другую страну и использовать ее на благо веры.
Казалось бы, что может сделать каменщик, возводящий языческий храм?Совместная работа очень располагает к общению. Невозможно ведь целый день просто молчать, пока руки работают. Нет-нет, да и перекинешься с тем, кто трудится рядом, парой слов, вспомнишь о детстве, о тех, кто обучил мастерству. Иной раз поделишься песней. Флор и Лавр открывали строителям красоту своей веры. За работой, на отдыхе, во время короткого перерыва на еду, думается, братья не упускали ни одной возможности, чтобы рассказать своим соработникам, новым знакомым и просто прохожим, которые наблюдали за стройкой, о том, что в мире свершилось великое чудо - родился Сын Божий, Который взял на себя грехи человеческого рода.
За работу Флор и Лавр получали деньги. Купив немного еды себе (братья были постниками), все остальное они раздавали бедным и голодным. Ночью молились.
Пример лучше рассказа. Слушая рассказы о Христе и видя, как братья помогают окружающим, с каким добром и любовью обращаются со всяким человеком, многие становились христианами.
Однажды на стройку пришел языческий жрец со своим сыном. И тут от одного из камней, который обтесывали братья, отскочил осколок и попал юноше прямо в глаз. О ужас! Вся жизнь была впереди, а он стал слепым на один глаз!
Конечно, отец разгневался на Флора и Лавра. Он негодовал, грозил проклятиями, был вне себя от отчаяния. За каменщиков заступились строители. Вот-вот могла вспыхнуть драка. Но Флор и Лавр сказали, что излечат молодого человека, только пусть останется на ночь у них дома.
- Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.
- Если глаз мой станет таким же, как был прежде, - ответил юноша, - то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его.
Как многим, сыну жреца нужно было чудо. На тот момент он окончательно разуверился в богах, которым служил его отец и другие жрецы. Тем более, что во время посвящения на одного из них упала рука каменного идола, ободрала кожу на лице до самых костей и искалечила на всю жизнь!
|
Флор и Лавр начали молиться, чтобы Господь не только вернул их гостю здоровье, но и просветил очи его души. Молитва братьев была так горяча и сильна, что чудо случилось. Обрадовавшись, отец-жрец и сын уверовали во Христа.
Что же стало с храмом? Не могли же братья-христиане и вправду стать создателями языческого капища? И вот, когда здание было построено, они собрали окрестных христиан, в восточной части здания поставили крест и освятили храм. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием.
Потом верующие (около 300 человек) пошли туда, где хранились приготовленные для храма идолы языческих богов, и разбили их.
Конечно, нанявший Флора и Лавра правитель был разгневан. Может, он хотел поразить государей-соседей или красавицу-жену прекрасным храмом, ослепить их пышностью и великолепием церемоний, возможно, заставить народ покланяться ему... и вдруг оказалось, что его планы рухнули, да к тому же было растрачено немало денег.
Он отослал братьев к правителю их родины. А когда узнал, что они остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землей.
Что стало с построенным ими храмом, не известно. Наверняка государь велел разрушить его, а может, все-таки принес так жертвы своим богам. Так или иначе, Флор и Лавр оставили после себя не каменную, а живую Церковь - тех, кто благодаря ним уверовал во Христа.
Мощи святых каменщиков были обретены спустя много лет и с честью перенесены в Константинополь.
Есть предание, что в день, когда были открыты их мощи, прекратился падеж скота. Говорят, что тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. На Русь оно, вероятно, пришло с Балкан. Рассказывали, что искусству управлять лошадьми Флора и Лавра обучил сам Архангел Михаил.
В деревне без домашней скотины прожить сложно. А раньше лошади и вовсе были единственным средством передвижения. Крестьянин и пахал на лошади, и ездил, когда надо было быстро добраться, скажем, в город. Ямщики кормились исключительно «от лошадей». Почту, дрова, - все возили на лошади. Неудивительно, что в разных странах крестьяне особо почитали святых Флора и Лавра. В Древней Руси иконописцам вообще приписывалось изображать святых Флора и Лавра верхом на конях. Так выходило и нагляднее, и понятнее: вот святой, а вот лошадь, о которой, если что случится, есть кому помолиться. В черноземных губерниях образ Флора и Лавра висел в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место.
И сегодня конники молятся этим святым. За животных мы, конечно, не молимся. Но те, кто особенно любит животных, нередко заказывают в храмах молебны святым Флору и Лавру - чтобы от них была какая-то помощь.
Народ по-своему осмыслял текст «Жития», так что на его основе возникали новые предания. Согласно одному из них, Флор и Лавр зарабатывали на хлеб, копая по деревням колодцы. Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры. Здесь видоизменен сюжет об исцелении жреческого сына: осколок камня попадает в глаз сыну князя.
|
Рассказывают, что накануне дня Флора и Лавра один мужик решил посадить озимую рожь. И вот встал он за плуг, хочет пхать, а лошадь ни в какую. На тот год семью кормить, вот-вот дожди пойдут, а кобыла не слушается! Он и кричал на нее, и бил, так что она упала на колени и заржала от боли и усталости. И вдруг откуда ни возьмись появляются два странника и говорят мужику:
- Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним.
С тех пор в день Флора и Лавра лошадей не использовали даже для самой необходимой работы. Правда, в этот день проводились скачки, однако лошадей не седлали.
В день Флора и Лавоа устраивался настоящий лошадиный праздник. Утром лошадей кормили досыта, затем мыли и чистили скребницей (а кони это очень любят. Потому что такая чистка для них вроде массажа). Потом хозяева наряжались, украшали лошадейи вели их купаться (при этом не ехали верхом, а шли рядом).
К обедне лошадей пригоняли к церковной ограде, святили воду и служили молебен.
Священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой.
Это называлось «конная мольба». Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта. Этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику; лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине - от коня до поросенка.
«Умолил Фрола и Лавра - жди и лошадям добра», - говорили наши предки.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!