Tweet |
Ведь Богу, как говорит святой Иероним, не нужны ворчание наших внутренностей и пустота желудка, но без последних невозможно сохранить целомудрие.
Цель поста - насадить нравственные качества, содействовать приобретению добродетелей. «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой»? - говорят святые.
Св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «Ты постишься - докажи это своими делами. Какими? Если увидишь нищего, подай милостыню. Если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все части нашего тела». Как могут они поститься? Как могут поститься руки? - не делать злых дел. Ноги? - соответственно, если не будут ходить на совет нечестивых. Глаза? - если будут смотреть в землю. Уши? - если будут слушать то, что надо. А нос как может поститься? Правильно, если он не будет в чужие дела встревать. То есть все органы могут поститься, не только желудок.
Помните Ниневию? Когда Господь разгневался, послал Иону огласить царский приговор о преступлениях этого города, что они сделали? Прежде всего, обратились к посту, и не только сами постились, царь, жены, но даже дети, скот постился, то есть весь город, включая бессловесных животных. Сами ничего не ели и им не давали ничего кушать. Таким образом они как бы обращались к Богу с просьбой: «если мы своими делами осквернили и погибаем за это, то пощади хотя бы скотину, которая ни в чем не повинна». И, прежде всего они, конечно, прекратили делать греховные дела, поэтому Господь их и помиловал, хотя приговор уже был вынесен, секира занесена.
Важно при посте не только количество пищи, но и качество ее. Адам и Ева, когда жили в раю, были вынуждены разбираться в качестве пищи, а не в количестве. Не было же такого запрета, чтобы они ели три яблока и четыре огурца в день. Нет, ешьте, сколько хотите, но не все, т.е. указывалось на качество пищи. Оно имеет большое влияние. «Весьма важно качество пищи, - говорит св. Игнатий Брянчанинов, - Райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу, сообщал познание добра и зла и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы. И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь, на том, что пары и газы желудка поднимаются в мозг и имеют влияние на ум». Как Адам и Ева, вкусив эту пищу, изменились, заболели, так и мы, если не будем разбираться в качестве пищи, то наш пост не будет постом.
Каковым же должна быть пища по качеству своему указывает церковный устав. Кто заинтересовался пусть обратиться к нему и следует его указаниям, хотя нужно помнить при этом что и, вкушая постную пищу, можно не поститься. Это если много кушать или ближних своих «кушать». Для новоначальных строгий пост не полезен. Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что «употребление пищи должно быть по отношению к количеству самое благоразумное. Новоначальные должны употреблять пищу почти досыта, но не до пресыщения». Есть три степени: впроголодь, досыта, пресыщение. «Если новоначальный не будет употреблять пищи вне трапезы, то такой пост будет вполне удовлетворителен для него. Употребление пищи в трапезе почти до сытости нужно, потому что он обязан исполнять послушания, иногда трудные, и для того не ослаблять телесные силы излишне. Страсти умаляются в новоначальных не от усиленного поста, а от исповедания греховных помыслов, от трудов и от удаления от свободного обращения с ближними». Для крепкого организма полезен строгий пост.
Тот же св. Игнатий Брянчанинов различает тела человеческие по крепости и здоровью: «Иные крепостью своей подобны меди и железу, другие слабы, как трава. По этой причине каждый должен управлять своим телом с большим благоразумием и исследовав силы своего тела. Крепкому телу свойственен особенный пост и бдение, слабое тело должно подкреплять пищею и сном сообразно требованиям тела, но никак не до пресыщения. Пресыщение вредно и для слабого тела».
Сейчас в основном у всех слабое тело, поэтому строгий пост не рекомендуется в наше время. Каждый человек сам устанавливает границы поста, в зависимости от рода деятельности, свойств телесных, обстоятельств жизни и так далее. Бывает такой род людей - больные телом. Как им быть? Нужен ли им пост? Пост - средство для духовной жизни, сам по себе он основной роли не играет. Преп. Кассиан Римлянин называет пост серединой добродетели - «средним делом». К таким делам еще причисляются брак, имущество, уединение, бдение, чтение книг. Это дела, которые могут помочь в стяжании добродетелей. Они бывают полезными, если их совершают для такой цели, и вредными, если они становятся самоцелью.
Значит, если отменить пост, будет это грехом? Не будет, если человек не способен к посту. Поэтому святые Отцы разрешают больным вкушение пищи, даже мясной. Св. Игнатий Брянчанинов писал своей болящей сестре в Рождественский пост: «По требованию твоего тела вкушай мясную пищу (бульон)». Церковь положила в известные времена воздерживаться от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тела, чтобы на растительной пище люди облегчались, а не потому, что само употребление мяса означает какой-либо грех или нечистоту.
Есть в церковном предании такие случаи, когда пост нарушался. Например, один из мучеников Алкивиад вел жизнь самую строгую, употреблял только хлеб и воду. Когда его посадили во времена гонений в темницу, то он хотел и там держать такой же пост. Но было откровение одному мученику, что Алкивиад поступает нехорошо и подает повод к соблазну для других. После этого он стал вкушать пищу без разбора.
В первые века христианства вообще к пище относились более-менее свободно, вкушали тот или иной род пищи, чтобы не соблазнять других. Знали, что не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что исходит от сердца. Чувственный пост сам по себе ничего не значит. Те погрешают, которые часто соблюдают пост, тщеславятся им, высоко думают о своем постничестве, других пересуживают или от голода, разлияния желчи бывают сердиты, раздражительны, строптивы, угрюмы, своенравны, упрямы и не терпят противоречий.
Св. Иоанн Златоуст назвал пост лекарством, а лекарство может быть полезным, если оно правильно применяется, и может быть вредным, если применяется неправильно». Применяющему лекарство в первый раз требуется рекомендация врача. Для приступающего к посту в первый раз так же требуется рекомендация духовного врача. Общим условием, в применении поста, Господь - наш Небесный Врач - назвал его скрытность перед людьми.
Когда наступает пост, то «помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6;17), - говорит Господь. Под елеем разумеется милость, а под умытием лица - слезы, которыми нужно в пост умывать лицо души и тела. А чтобы появились слезы, нужна милость к ближним и к себе, к своим грехам. И нельзя при этом помрачать лица своего и делать постнический вид. Итак, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6;16-18).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!