rss
    Версия для печати

    Господи, помоги нашим олимпийцам!

    Сегодня, 08.08.08, состоится открытие XXIX Олимпиады в Пекине. Китайское понимание сакрального выразилось в неслучайном выборе даты. Российским спортсменам так же ничто сакральное не чуждо: укрепляться в вере им помогает  духовник Олимпийской сборной, настоятель храма свт. Николая в Толмачах, прот. Николай Соколов.

    прот.Николай Соколов. Фото: А. БолмасоваОтец Николай, как сложилось, что вы духовник Олимпийской сборной? Кому принадлежит идея?

    Идея принадлежала руководителю олимпийского комитета - Тягачеву Леониду Васильевичу. С его подачи пять лет назад, перед Олимпиадой в Афинах, Святейший Патриарх благословил меня окормлять олимпийскую сборную. До этого как такового духовника у сборной не было. На соревнования никто не выезжал. Впервые это произошло на Олимпиаде в Афинах.

    Что повлияло?

    Греция - православная страна, и это несомненно сыграло свою роль. Стало известно, что у каждой команды из греческой сборной будет свой священник. Греческую «команду духовной поддержки» из 15 священников возглавлял митрополит Афинский. С визитом приезжал тогдашний Предстоятель, ныне покойный, блаженнейший Христодулус. Русскую Церковь представляло трое священников: я, от Московского Патриархата, священники из Минского экзархата и Киева. Также были священники из Болгарии и Сербии. В этой первой поездке и родилась новая традиция...

    По опыту вашего олимпийского служения, действительно ли спортсмены нуждаются в церковном окормлении? Много ли среди них глубоко верующих, церковных людей?

    Если говорить только о тех, кто участвует в спортивных состязаниях, а это примерно 600-700 человек, среди них, как говорит один известный богослов, нет души неверующей - каждая душа христианка. В каждом есть стремление получить духовную поддержку из горнего мира. Команда наша многонациональна и многоконфессиональна. Есть и мусульмане, иудеи и буддисты...

    Как они, кстати, относились к вашему присутствию? Не было ли конфликтов?

     Не могло быть и не может быть, поскольку люди там заняты не религиозными вопросами, а вопросами спорта. Но логика такова, что наша команда представляет все-таки православную страну, среди наших спортсменов есть достаточно верующих. У многих есть свои духовники. На прошлой Олимпиаде, к примеру, подходит ко мне Хоркина и говорит: «А меня благословлял архиепископ Белгородский Иоанн». Это очень радостно, что люди едут на соревнования, получив благословение у своих духовников и архиереев. А я передаю им благословение Святейшего владыки нашего Алексия II, который каждый раз пишет очень теплые слова в посланиях олимпийцам. В этом году мы впервые послужили молебен перед началом соревнований в Успенском соборе Кремля.

    В чем же заключается духовное окормление наших олимпийцев?

     Духовное окормление на соревнованиях часто состоит в том, чтобы послужить молебен накануне соревнований, освятить инвентарь. Бывают удивительные случаи. В прошлом году мы с женой гостили у родственников в Швейцарии, как раз в то время, когда в Турине проходили соревнования наших лыжников и они попросили приехать. Прорвались к ним буквально чудом, не имея ни пропуска, ни аккредитации, ведь приезд не планировали. Конечно, на пропускном пункте нас остановили, поняли, что никаких документов у нас нет и попросту «послали  к администрации». Но дело было поздним вечером, решили нет - значит нет. Но вдруг подумалось, а что если подарить этим контролерам какой-нибудь сувенир. С собой у меня была Смоленская иконочка Божьей Матери. Подъезжаем опять к этому пункту. Открываю окно, протягиваю руку с иконой. А полицейские отворачиваются от меня и куда-то смотрят, в горы. Стоят передо мной и буквально не видят меня. Ну не буду ж я кричать: «Возьми икону», - я и по-французски то не говорю. Водитель мне шепчет: «Батюшка, так нас никто не задерживает, шлагбаум открыт». Мы по-русски дали «по газам» и через 15 минут были уже на базе у наших лыжников.

    прот.Николай Соколов. Фото: А. БолмасоваЧаще всего, конечно, командный состав просит просто молитв. На Литургиях обычно спортсмены не присутствуют, только на молебнах, ведь это 10 минут, а Литургия - это как минимум час. Расписание не позволяет. И потом участие в Литургии требует поста, подготовки, есть опасность, что в запивке попадет что-то не то. Даже святой водой мы их кропим,  пить не даем. К Причастию приступают только  члены Олимпийского комитета, руководящий состав. Обычно устраивается молебная комната, либо храм для служения Литургии.

    Спорстмены бьются за результат, который, к сожалению, в скором времени забывается. Не похожа ли их жизнь на служение кумиру?

    Ну, в таком случае кумиром можно назвать любое увлечение человека: литературу, искусство. Великий математик или пианист - тоже рвутся на конкурсы, стремятся к достижениям, которые через некоторое время обесцениваются. Спортивная жизнь - это работа на результат. Но если спортсмен духовно правильно ориентирован и понимает, что не это самое главное в жизни, то определенные усилия, отданные спорту, ложатся в общую копилку общечеловеческих ценностей. Спорт показывает совершенство человеческого организма, раскрывая те возможности, которые сокрыты в нас. Первому человеку Адаму ничего не нужно было раскрывать. Но мы же изменились под действием греха: один обрюзг, другой растолстел, третий - наоборот - высох. Особые способности в области спорта не мешают человеку духовно созревать. Среди спортсменов есть глубоко верующие люди, но это не является для них поводом к отторжению друг друга. В древнем мире, как вы знаете, во время Олимпийских игр прекращались войны. Сегодня Олимпиада - это нормальная спортивная борьба между странами в мире, а не в злобе.

    В упомянутом вами стремлении показать свое совершенство люди тратят очень много усилий, порой теряют здоровье, травмируются. Стоят ли спортивные победы страны таких жертв?

    Любая жертва условна. Человек, который любит - любит жертвенно и кладет на алтарь этой любви все, что он может. Это всегда происходит, если ты любишь свое дело, будь то спорт, будь то искусство, будь то  наука. У меня есть знакомые математики, которые после сдачи экзаменов попадали в психиатрические больницы - тоже приносили жертву, еще какую, ради какой-то, казалось бы, формулы... За этим всем стоит человек, со всеми его проявлениями и слабостями. Конечно, если мы говорим с точки зрения духовной, то самое главное искать «Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам» (Мф. 6: 33). Если человек ищет правды Божьей и работает в спорте, то спорт не мешает ему.

    Зачем все-таки спортивные жертвы? Очевидного смысла в них трудно найти...

    Жертвуя подчас своим здоровьем, спортсмен это делает не для себя, а для того чтобы показать, что возможно человеку. Мы знаем, к сожалению, примеры трагические, когда гимнастки лежат парализованные, олимпийские чемпионы, уйдя из спорта, деградируют в нравственном плане. Но у каждого свой путь, предназначенный ему Богом. Если человек нашел себя в спорте, правильно себя увидел в нем, любая жертва, принесенная им, будет Божья. Сказано, что без воли Божьей и волос не упадет с нашей головы. В соревнованиях это особенно хорошо видно, как подчас именно воля Божья способствовала этому миллиметру быть отвоеванным. Поэтому спортсмены просят молиться, поэтому мы молимся...

    А можно ли молиться за победу на Олимпиаде? Есть случаи, когда люди подают записки священникам для поминовения Сборной России...

    фото: http://www.textilemarket.ruКонечно можно, «по вере вашей да будет вам» (Матф., 9:29).  Но поводом для молитвы должно быть  не то, «чтоб мы победили, а они проиграли», а то, чтоб Господь помог и укрепил тех, кто состязается. Особенно надо молиться за тех, кто проиграл. Роль священника отчасти  в этом и состоит. Было несколько ситуаций и в Афинах и в Турине когда кого-то дисквалифицировали, люди находились на грани отчаяния, потеряв надежду участвовать в дальнейших играх. Им нужна была помощь укрепиться в вере, в то, что жизнь не заканчивается.

    Болельщики и зрители очень вовлечены в спортивные состязания. Правильны ли такие переживания с духовной точки зрения? Полезно ли православным болеть за спортсменов?

    А что нам говорит апостол Павел по этому поводу?

    Разве он говорил что-либо о спортивных болельщиках?

     Он рассказывает, что «бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24), т.е. приводит пример из древних игр. Пример сам по себе интересный, говорящий о том, что надо несмотря ни на что бежать и стремиться получить свою награду и в жизни и, конечно, в духовных устремлениях. Потом нам говорится: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12. 15). Любое действо, нуждающееся в духовной поддержке, в христианстве не возбраняется. Что такое «болеть»? Это значит душой быть с тем, кто состязается, болеть и сострадать с ним вместе...

    Да и результатом такого сострадания являются, подчас, разбитые витрины и сожженные автомобили...

    Да, но болеть можно по-разному. С христианской точки зрения я не вижу здесь ничего предосудительного в нормальном сочувствии и сопереживании спортсменам. Считаю, если вы христианин, болеете за команду, значит молитесь за нее, а молитва - это всегда духовное действие. «Просите, и дано будет вам» (Матф.7.7-11). Что ж плохого, если мы попросим: «Господи помоги нашей команде! Не ради тщеславия и не ради этих наград, а ради того, чтоб люди получили должное по своим заслугам, если на то будет святая Твоя Воля!» Поэтому христианин болеет спокойно, без надрывов и даже проигрыш принимает как Волю...

    А вот единение болельщиков - это, по-вашему, что-то настоящее, ценное?

    Во время Олимпиады - воистину да! Особенно это чувствуется на церемонии открытия и закрытия. Это помогает осознать, что люди должны жить в мире и спорт помогает им преодолевать ненавистную рознь мира сего.

    прот.Николай Соколов. Фото: А. БолмасоваВы сами любите спорт?

    Некоторые виды - стрельбу из лука, парусный спорт, футбол. Профессионально я никогда спортом не занимался, только физкультурой: плаванием, лыжами, стрельбой.

    Советовали бы молодым православным посвящать свою жизнь спорту?

     Посвящать свою жизнь - нет. К этому надо иметь особый талант. Но заниматься спортом советую всем. Надо беречь свое здоровье, как бесценный Божий дар. Делай тысячу поклонов - вот тебе православная физкультура.

    За кого будете болеть на Олимпиаде?

    За тех кого, Господь мне вручил как духовных чад, за нашу команду в целом. В частности - за наших пловцов. Пойду на трибуну, если пригласят, билеты все же слишком дорогие. Вот, кстати, обратите внимание на эту лампаду, я беру ее с собой на все Олимпиады, в ней горит негасимый огонь.

    Православный олимпийский огонь...

    Да, негасимая олимпийская лампада всегда горит перед образом свт. Георгия Победоносца. Молимся за наших.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Яна17.08.2008 22:05 #
    Согласна с Антоном. Какое отношение имеет все эти страсти, замешанные зачастую на достжениях фармацевтики, к христианству! Думаю, что это да - широкий путь, попытка приспособить Церковь к запросам мира сего.
    ПС: а Зевса никто не упразднял - ему молится "жрица" во время церемонии добычи олимп. огня.
    Александр, деревня Олимпийская10.08.2008 11:07 #
    Да, азарт. Да, тщеславие. И еще, разумеется, сребролюбие - за золото ж идет борьба, а не за лавровые веночки. Ну так будто в храмах у нас золота. Или может свечные ящики не пестрят ценниками? А азарт выдержу-не выдержу этот пост не знаком? Да любое доброе дело можно довести до абсурда и страстной безудержности. С кем не бывало... Ну не сражались первые олимпийцы за золото. Ну не были они профессиональными атлетами, а любителями (замечательное, между прочим, слово!). Ну многие народ воздерживались во время Олимпиад от войн. Так то ж было во имя Зевса. А теперь и Зевса упразднили. Вот страсти и навалились. Так как же тут без духовника-то справиться!) Вот отец Николай и будет наставлять наших титулованных, заслуженных и золотоносных на путь истинный. Оно дело доброе. И, что не маловажно, добровольное. Так что хочешь -- рви со всей своей спортивной злостью жилы в азарте за золото и верхнюю строчку в рейтинге. А пришла в голову мысль о причинах да последствиях -- добро пожаловать в стан болельщиков -- как говорит, о.Николай, во время Олимпиад их единение имеет определенную ценность.
    Антон, Королёв9.08.2008 18:34 #
    Не понимаю, какое отношение имеет Церковь и христианская вера к олимпийским играм? Начнём с того, что современные олимпийские игры связаны с языческими играми в Древней Греции. Возрождение этой традиции - одна из примет дехристианизации современного мира.

    Кроме того, большой спорт, как говорят врачи, вреден для здоровья спортсменов. И, наконец, все эти игры и чемпионаты - чисто коммерческая, торгашеская затея. Ну ещё есть момент национального престижа, т.е., пустого тщеславия, что вот кто-то из нашей страны (а то и нанятый нашей страной иностранный футболист, хоккеист или кто там ещё) выиграл. Какая польза стране от этого выигрыша, убей не пойму.

    И как можно всю эту суетную, торгашескую деятельность, круто замешанную на тщеславии, да и ещё и ведущую своё начало от древнего язычества, освящать авторитетом Церкви?
    Полина, Москва9.08.2008 15:37 #
    Спасибо за замечательное интервью. Нина, совершенно с вами согласна и присоединяюсь к вашим словам. Спасибо большое всей редакции за ваш труд.
    Волков, Орел9.08.2008 14:31 #
    «Делай тысячу поклонов - вот тебе православная физкультура...»

    И сие есть речь- интерпретация, глубина миропонимания православного духовника?
    Это и есть тот самый широкий путь к погибели, о котором говорит Христос…
    Нина8.08.2008 23:47 #
    Прекрасная,спокойная, взвешенная статья, проповедь гармонии спортивного азарта как проявления бытия и близости человека со Всевышним. Спасибо.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru