Tweet |
В 1605 г. умер русский Царь Борис Годунов, для России начался трагический период ее истории, получивший название «Смутного времени». Русский народ боролся против польских и шведских захватчиков и изменников-бояр за сохранение русской государственности.
В русском государстве царили полное запустение и беспорядок. В Москве, в Кремле, сидели поляки. По всей стране бродили банды вооруженных людей – поляки, шведы, украинские казаки. Центральная власть фактически отсутствовала. На русском престоле непрерывно сменялись цари, многие земли – смоленские, северские, новгородские, псковские – оказались захваченными иноземцами.
Но и в Смутное время нашлись люди, которые смело противостояли врагам и изменникам и, в конечном итоге, спасли страну. В первую очередь, это патриархи Русской Православной Церкви Иов и Гермоген, которые под угрозой смерти обличали захватчиков и призывали русский народ объединиться для спасения государства и веры.
Во второй половине 1611 г. патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий стали рассылать по русским городам грамоты, призывающие русских людей объединиться, забыть распри и совместными усилиями освободить Москву от поляков, спасти страну от разорения и порабощения. Эти грамоты дошли и до Нижнего Новгорода. Там в октябре 1612 г. на народном сходе выступил нижегородский посадский человек Кузьма Захарович Минин-Сухорук: «Православные люди! Коли нам похотеть подать помощь Московскому государству – не пожалеем животов наших, да и не токмо животов, дворы свои продадим, жен, детей в кабалу отдадим; будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную Веру… Дело великое мы совершим, если нас Бог благословит, слава будет нам от всей земли русской, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю, только мы на это дело подвигнемся, – многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно отобьемся от иноземцев».
Кузьма Минин был простым посадским человеком, занимался продажей скота. В его сердце отозвались боль и страдания русских людей, вызванные поруганием Отечества. Минин был избран старшим по организации нижегородского ополчения. Он «железной рукой» провел сбор средств на нужды ополчения (с каждого хозяйства вносилось 20% его стоимости) и организовал желающих участвовать в походе на Москву. В качестве военного руководителя ополчения нижегородцы пригласили князя Дмитрия Пожарского.
Дмитрий Пожарский родился в 1578 г. и происходил из известного рода князей Стародубских. С 1602 г. он служил стольником при Борисе Годунове. В 1610 г. был назначен воеводой в Зарайск.
Пожарский не был замешан ни в каких связях с самозванцами и поляками, и это делало его человеком, вокруг которого могли собраться истинные патриоты Отечества.
Пожарский и Минин как руководители ополчения разослали грамоты по русским городам, призывая народ присоединиться к нижегородцам. И города откликнулись. В Ярославль, где собирались и готовились к походу на Москву, стекались ратники со всех концов Русского государства. До середины августа 1612 г. ополчение находилось в Ярославле. Пожарский готовил войско к походу, а Минин решал сложные хозяйственные вопросы, связанные со сбором средств и обеспечением войска всем необходимым. В середине августа ополчение двинулось к Москве.
В это время в Москве находился польский гарнизон. Русские бояре, оказавшиеся в плену у поляков, были заключены в Кремле. Поляки испытывали недостаток в продовольствии и ожидали помощи от польского короля, который к этому времени захватил Смоленск и готовил войско для похода на Москву.
Русское ополчение подошло к Москве 23 августа 1612 г., а на следующий день там же был отряд гетмана Ходкевича, который сопровождал большой обоз продовольствия для засевших в Москве поляков. В результате жестокого боя, в котором Минин проявил себя как храбрый и решительный воин, отряд Ходкевича был разбит и его остатки отступили к Вязьме. Обоз достался русским воинам, а положение поляков в Кремле резко ухудшилось. К октябрю оно стало критическим. В связи с полным отсутствием пищи в гарнизоне началось людоедство.
22 октября Дмитрий Пожарский начал штурм и вытеснил поляков из Китай-города. 24 октября (4 ноября по новому стилю) русские воины вступили в Кремль, Москва была освобождена. Радости русских людей не было предела.
Руководители ополчения тут же приступили к созыву Земского Собора для выбора нового Царя. Было решено, что в Соборе будут участвовать иерархи Православной Церкви и выборные, люди различных сословий – «дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей» от всех городов «по скольку человек пригоже…». Таким образом, собравшийся Собор был очень представительным, а решение о выборе Царя должно было приниматься единогласно. 21 февраля 1613 г. Собор избрал Михаила Романова русским Царем.
Заслуги Минина и Пожарского были высоко оценены новым самодержцем: Пожарский был пожалован в бояре, а Минин – в думные дворяне (акт беспрецедентный по тем временам).
В новом московском правительстве Минину был поручен сбор казны со всех городов. Эту работу он выполнял до своей ранней смерти в 1616 г.
Князь Дмитрий Пожарский успешно руководил войсками в сражениях против польских интервентов. С 1619 г. он активно работал в Русском правительстве, возглавляя ряд Приказов. Дмитрий Пожарский скончался 30 апреля 1642 г.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – одни из самых почитаемых русских национальных героев. Народ помнит их роль в спасении Отечества в тяжелые годы Смуты начала XVII в. В Москве на Красной площади этим выдающимся сынам русского народа установлен прекрасный памятник.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
1) В октябре 1612 г. Минин выступил в Нижнем Новгороде с призывом создать народное ополчение, а в августе 1612 ополчение уже подошло к Москве???
2) "24 октября (4 ноября по новому стилю) русские воины вступили в Кремль" - Для XVII века разница между юлианским и григорианским календарями составляет 10 дней. Поэтому по правилам науки хронологии 24 октября 1612 года соответсвует 3 ноября 2010 года, а никак не 4-е.
3) Московский Кремль, а стало быть и вся Москва была освобождена только 26 октября - это исторический факт.
Церковь отмечала день Казанской иконы Божьей Матери, приходившийся на 22 ноября 1612 года. При переводе с современного церковного календаря на наш григорианский "новый стиль" добавляется 13 дней. Вот поэтому мы празднуем Казанскую 4 октября. Этот праздник связали с освобождением 22 октября в Москве Китай-города...
А вся Москва была освобождена только 26 октября, т.е. 5 ноября по новому стилю.