Tweet |
Игумен Иоасаф (Полуянов) - руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Его лекция была посвящена различным аспектам православного богослужения. В любом учебнике по литургике перечислено семь таинств. Но в более широком смысле таинством и богослужением можно именовать любое церковное священнодействие, включая нашу ежедневную молитву. Месту и значению богослужения в жизни верующего человека и была посвящена лекция, являющаяся первой в цикле, посвященном литургическому преданию.
Вторым выступающим стал протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Темой выступления отца Димитрия была заявлена «Приходская жизнь в мегаполисе», но лектор не только расскзал о свом приходе, «единственном в мире, в котором есть три детских дома и православная школа», но и подробно ответил на самые разные вопросы слушателей.
По словам отца Димитрия, в приходе Благовещенского храма около 3500 прихожан, хотя храм вмещает не больше 1200 человек. Откуда же взялась цифра в три с половиной тысячи? Это количество людей, которые соборуются Великим постом. Ведь на соборование приходят воцерковленные люди, причем, как правило, стараются делать это в своем храме. Именно этих прихожан священники знают в лицо.
Отец Димитрий утверждает, что создал в своем в приходе 750 рабочих мест. По его словам, для части этих людей работа при храме - просто способ заработать свой хлеб, вторую же часть можно считать настоящими энтузиастами. Люди, у которых есть идеи и хотят возглавить конкретное начинание - большая редкость везде, в том числе и в Церкви. «У нас в стране везде одна и та же проблема, которую еще Владимир Семенович обозначил: «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», - посетовал отец Димитрий. И рассказал о том, как 20 лет назад к нему подошел человек, который хотел создать православную школу, в итоге эта школа была создана и существует до сих пор, причем 100% ее выпускников поступают в лучшие вузы. Это при том, что государство на эту школу ни копейки не дает.
Разумеется, председателю Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами задали и вопросы про службу в армии. Отец Димитрий отметил, что православным юношам армии опасаться не следует: "Служба сейчас всего один год. Я бы не советовал отлынивать от армии. Если еще 20 лет назад молодые люди были женоподобны, то теперь уже детоподобны, до женщины они никак не дотягивают - такие взрослые дети, которые всего боятся, ничего не умеют… Что касается проблем с дедовщиной, то при нынешнем уровне связи можно в короткие сроки любую военную часть «в клочки порвать», если там что-то не то происходит. Если сравнить общую статистику избиений, убийств и самоубийств с армейской, то получается, что жизнь в большом городе гораздо опаснее. Любой солдатик защищен в гораздо большей степени". По мнению отца Димитрия, для современного юноши армейский опыт не будет лишним: «У нас сегодня совещание было в детском доме по поводу одного юноши, который хочет во ВГИК поступать. Его устроили на подготовительные курсы... А психолог наш говорит, что хорошо бы ему в армию. Но у него есть некий диагноз. И у нас задача обратная - как бы с этим диагнозом его все-таки устроить в армию. Потому что для того чтобы он дальше выжил, армия ему жизненно необходима».
Православный мужчина считает, что женщина должна молчать и смиряться. Это - правильно? И что вообще такое смирение?
«Тех, кого вы тут обозначили, нельзя назвать не только православными, но и мужчинами. Потому что женщина ничего мужчине не должна. Мужчина должен так покорить женщину, чтобы она готова была за него умереть - и за него, и за его дело, и за его детей. Но это он должен ее завоевать. Если мужчина рассуждает, что ему женщина что-то должна, то это не мужчина, а какой-то другой фрукт. Теперь про смирение. Преподобный Исаак Сирин говорил, что смирение есть одеяние Божества, это одно из фундаментальных свойств Божественного. Кто, как не Бог, который спешит откликнуться на просьбу о спасении турецкого мальчика под завалами рухнувшего дома, демонстрирует Божественное смирение? Бог абсолютно беззаветно служит каждому человеку, Он готов как последний мальчишка на побегушках выполнять просьбу любого человека. Смирение - это когда человек полностью вытеснил гордость, тщеславие, честолюбие и смыслом своей жизни сделал служение другому. Бог есть любовь. А любви не может быть без смирения, потому что если есть гордость, то любовь меняет вектор и превращается в само-любие. И уже любви нет. Потому что любовь всегда направлена вовне».
Как следует трактовать слова Иисуса Христа: «И последние станут первыми, а первые - последними?»
«Очень просто. Речь идет о смирении. Каждый человек по своей испорченной природе - существо гордое. Он хочет кем-то стать. Все люди распределяются по кругам. Круг поэтов, круг прозаиков, круг резчиков по дереву… Причем круги эти очень тесные, все внутри своего круга знают всех. И человек стремится к признанию в своем круге. В той деревне, где я провожу лето, жила женщина. Она мне каждый год рассказывала, что когда старший скотник уходил в отпуск, ее два раза назначали старшей по скотному двору. Для нее это было очень важно, она с чувством собственной значимости мне это рассказывала, что она не пустячный человек. У Бога все наоборот. Для Бога важно не то, кем человек стал в результате своей жизни, для Бога важны совершено другие качества. Он сказал, что последние станут первыми. И вот этот человек, который дважды занимал важную должность на скотном дворе, вполне может быть в вечности выше любого лауреата Нобелевской премии. Потому что некие качества души для Бога гораздо важнее, чем внешние достижения».
В одной из записок отца Димитрия попросили рассказать о его встрече с Богом. Вот что он ответил: «У меня какой-то особой встречи с Богом не было. Я сразу себя осознал верующим в Бога. К этой мысли меня привело созерцание темного неба со звездами. Первый раз я молился Богу в детском саду. Там был парень один, Генка Маслов, который меня обижал. И тогда я стал молиться Богу, глядя на небо, чтобы Он мне помог. И как-то это ситуация рассосалась, и я был очень благодарен Богу. Можно сказать, что это была встреча, но, с другой стороны, я молился уже зная, к Кому обращаюсь».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!