Tweet |
Романтика крымских названий всегда меня завораживала. Совершенно непонятные для русского уха, не то греческие, не то татарские, не то турецкие. Не то из Нарнии, не то из Средиземья. Эски-Кермен, Кыз-Куле, Каламита... Иногда известны переводы названий, иногда они теряются. Есть в Крыму речка Кокоска - а когда-то помнили, что это река Кок-коз, в переводе - «голубые глаза». На нашем сегодняшнем маршруте тоже немало певучих имен и созвучий.
Скит святой Анастасии находится в пещерном городе под названием Качи-Кальон. Это приблизительно полтора километра от села Предущельное в Бахчисарайском районе Крыма. Качи-Кальонский известняковый массив напоминает нос гигантского корабля, направленный вниз по течению реки Кача. Впечатление усиливают «иллюминаторы» - вырубленные в скалах пещеры. Один из вариантов перевода названия «Качи-Кальон» - «Крестовый корабль». На носу корабля при известной доле воображения можно увидеть подобие грандиозного нерукотворного креста, образованного скальными трещинами.
Монастырь - от иконоборчества до войны с Турцией
Отдельные пещеры вырублены не только в скальном массиве, но и в отколовшихся от него гигантских глыбах, зачастую лежащих прямо у дороги. На склонах и в долине еще с VI века располагалось поселение. Одним из основных занятий его жителей было виноделие; об этом свидетельствуют многочисленные давильни для винограда (их здесь свыше 120). Вскоре при поселке было возведено укрепленное убежище. Поселение и убежище находились на перекрестке торговых дорог, которые пролегали через гористые верховья Качи, соединяя юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма через перевал Кибит-Богаз.
Часть построек была связана с монастырем, возникшим в VIII-IX вв. в период иконоборческого движения. В одном из больших гротов Качи-Кальона находился родник, который поил обитателей монастыря. Дорога, проходящая под монастырем, скоро оканчивается тупиком, поэтому и сейчас здесь немного машин и людей. Это место всегда находилось немного в стороне от шумных путей. И может, именно благодаря этой отдаленности от мирской суеты много столетий назад здесь поселились монахи. Это были пришлые люди, не крымчане. Они бежали из Византии, где шла борьба не только с иконопочитанием, но и с монастырями вообще.
Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Шла война с Турцией, в Бахчисарайском районе были расквартированы части русской армии. Для мирных жителей оставаться в своих домах стало опасно. Екатерина Вторая предложила православным переселиться в Приазовье. Так опустело село Мариамполь рядом с Успенским монастырем под Бахчисараем (его жители основали город Мариуполь на новом месте), так перелистнул одну из страниц своей истории монастырь в Качи-Кальоне.
Скит святой Анастасии
В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.
Монастырь был закрыт в 1921 году. Сохранилось множество искусственных пещер. Они соединялись между собой террасами и лестницами, вплотную к ним примыкали деревянные постройки.
На стенах некоторых пещерных церквей хорошо сохранились следы надписей на греческом языке и изображения крестов, скамья для священнослужителей (синтрон), следы могил, усыпальниц. На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным «процветшим» крестом в виде виноградной лозы - предположительно это апсида небольшой часовенки. Мы бы не заметили этого креста, если бы наш проводник не указал на него, хотя эта каменная глыба стоит у самой тропы.
Источник с зеленоватой водой
Наиболее впечатляющая часть Качи-Кальона - так называемый Четвертый Грот. Он представляет собой гигантскую естественную арку высотой около 70 метров. В самом гроте некогда был монастырь. А на площадке перед ним хорошо заметны следы монастырского кладбища - остатки надгробий; местами - провалы (видимо, упавшие склепы). Здесь находится источник св. Анастасии Узорешительницы: просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливалась в круглой купели. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы и высечен крест. Сейчас эти иконы - бумажные, простенькие, но встречая их на круче, невольно осеняешь себя крестным знамением. Чья-то благочестивая рука оставила их здесь, зажигала перед ними свечи. Но в день, когда мы бродили по Качи-Кальону, мы не встретили там ни одной живой души - ни монахов, ни паломников, ни туристов.
Церковь святой Анастасии, кстати, раньше была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова, упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.
Церковь святой Софии
Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии, возведенная, вне сомнения, в византийскую эпоху, скорее всего иконопочитателями в VIII-IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 г., до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен. Эта пещера рукотворная, как и большинство пещер в крымских поселениях. В огромном обломке скалы высечено помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной метров, потолок выше двух метров, так что никому не приходится нагибаться. Алтарная ниша храма подковообразной формы, она отделялась от наоса (помещение, где находились молящиеся) невысокой алтарной преградой. В полу апсиды (алтарной части) - углубление для престола. В южной и северной стенах высечены ниши для икон. Внутри церкви - остатки древних могил.
В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге. Вокруг усыпальницы расположено древнее кладбище с покрытыми резьбой каменными двускатными надгробиями.
Рассказывают, что крест на вершине церкви установлен не кем-нибудь из музейщиков или историков, даже не монахами, а юношей из недалекого села - Виталиком Евтушенко. Было время, когда любой, кто пришел бы в Качи-Кальон, мог встретить здесь паренька в белом подряснике, подметавшего в пещерах монастыря, молившегося в древних храмах, ставившего свечи и иконы в нишах, мечтавшего о семинарии и монашестве. Монахи из Успенского монастыря стали его духовными наставниками, дали ему подрясник. Этим летом мы его не встретили. Кто знает, может быть, он окончил обычную школу и уже учится на пастыря в одной из духовных школ.
Странно: как я прожила в Крыму двадцать с лишним лет и только теперь побывала здесь. Может, если прийти сюда в следующем году, застанешь в одном из храмов будничную монастырскую службу. Может быть, со скорбью увидишь, что кто-то уничтожил иконы, осквернил источник. В крымских пещерных монастырях редко можно предугадать, что случится за год. Некоторые обители уже устоялись. Надо надеяться, уже не угаснет монашеская жизнь в Инкермане и Успенском монастыре, о которых речь на нашем сайте впереди. Но каждый раз, когда приходишь на Мангуп-Кале или в Качи-Кальон и застаешь там иноков, радуешься, даже если они закрывают вход в какие-то из пещер или храмов. Жить в пещерах тяжело: даже в Крыму лето не круглый год, да и мало ли какие искушения могут быть у иноков среди скал. Самое печальное, если видишь, что ушли монахи с уже обжитого места...
Материалы по истории Качи-Кальона взяты с сайтов http://www.krimoved.crimea.ua, http://www.jalita.boom.ru.Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Очень понравилось,эмоций буря!
Особенно,когда забирались по горе,было сложно,но это того стоило :-)