Tweet |
Икона - свидетельство Боговоплощения
Вторая заповедь Закона Божия, данного израильтянам чрез Моисея на Синае, ясно говорит: Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20, 4-5).Эта заповедь строго запрещает как бы то ни было изображать Бога или уподоблять Его какому-либо видимому нами земному образу.
Читайте далее...
http://bogoslov.ru/library/text/291481/index.html
Живое и неодушевленное в иконописи
Живое и неодушевленное сопровождает икону от самого ее возникновения. Уже материалы делятся по этому признаку: на неодушевленные минералы, высушенное (а, значит, мертвое) дерево – доску, и яйцо, содержащее в себе жизнь. "Икона входит в весь комплекс приношения человека, которым Церковь осуществляет свое назначение: освящать человека и преображать мир, превращать вещество в путь к Богу, в способ общения с Ним".
Читайте далее...
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040512125925
Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?
Каждая икона - древняя или новая, известная сотни лет или написанная лишь вчера - в том только случае может быть названа православной, если она со стороны своей композиции и исполнения удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям догматико-каноническим и иконографическим. Без соблюдения этого условия она не может считаться иконой, достойной религиозного почитания православных христиан.
Читайте далее...
http://bogoslov.ru/text/259423.html
Богословское и метафизическое значение иконы
Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» (Вл. Лосский) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.
В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетенных между собой аспекта:
- дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания;
- символический (соответствующий «аллегорическому» уровню Библии);
- мистический (лица, «изображенные» на иконе, сами присутствуют в своем изображении", реально являясь в нем миру;
- и, наконец, тесно связанный с мистическим, собственно литургический аспект иконы (в структуре богослужения икона обладает Божественной энергией, силой литургического образа).
В продолжении - версия Википедии о позиции иконоборцев и иконопочитателей
Проект Богослов.ру предложит подборку научных работ и статей по теме иконопочитания.
О почитании икон в православной традиции
"Икона" в пеpеводе с гpеческого означает "обpаз". Когда некотоpая pеальность отpажается в дpyгом матеpиале - это обpаз. Отпечаток, оставленный пеpстнем в сypгyче или воске - это обpаз. Моя память о каком-то событии - это обpаз. Отpажение дpyгого человека в моем сознании и в моих глазах - это обpаз. Слово, котоpым обозначается пpедмет - это обpаз: любое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отобpажение в моей pечи. Человек неизбежно живет в миpе обpазов. Даже стол, котоpый я вижy пеpед собой, дан мне как обpаз (мое сознание непосpедственно pаботает с обpазом стола на сетчатке моего глаза). И вся кyльтypа - от мyзыки до скyльптypы, от литеpатypы до живописи, есть обpаз. Тем самым вся кyльтypная деятельность человека есть наyчение жить в миpе неизбежных обpазов. В этой школе y человека должно pазвиться ожидание того, что pеальность многомеpнее и сложнее своих обpазов, и в то же вpемя смиpение с тем, что познание миpа без посpедства обpазов вообще невозможно.
Читайте далее...
http://www.pravmir.ru/article_239.html
Икона и дети
Когда смотришь на древнерусские иконы, ловишь себя на мысли о сходстве святых ликов с детскими лицами. Эта особая нежная, ласковая "детскость" заметно удавалась преп. Андрею Рублеву: взять, к примеру, хотя бы фрески Успенского собора во Владимире. И наоборот, изображая детей, изографы придавали им определенную "зрелость". Подчас ребенок визуально отличается от взрослого лишь своим масштабом да отсутствием бороды и усов.
Читайте далее...
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/icona&children.htm
Иконостас
Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус – иконы Деисиса. Четвертый – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas.shtml
Как беречь иконы
Почему так важно сохранить эти потемневшие, потрескавшиеся, часто полу обсыпавшиеся изображения? Зачем? Ведь при нынешнем изобилии иконописцев, казалось бы, можно написать новые. Но новое - не значит равное по достоинству. Необходимо признать, что изучение технологий и техники иконописи началось совсем недавно, систематическое же и обширное образование получают единицы.
Читайте далее...
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!