Tweet |
- Отец Варнава, Покров Пресвятой Богородицы – престольный праздник Академического храма. Есть ли какие-то особые академические традиции празднования Покрова?
- Да, конечно, есть.
Первая особенность — наш храм Академический, то есть так называемый домовый храм Московской духовной академии. Освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы он был по особому случаю. 1 октября 1814 года (по старому стилю), в праздник Покрова, Московская духовная академия возобновила свою деятельность, но уже в стенах Троице-Сергиевой лавры. В память об этом событии в 1870 году был освящен Академический храм, который стал как бы сердцем Академии. Поэтому престольный праздник храма — это торжество для всей Академии.
В течение всего года каждую среду вечером вся академическая семья совершает пение акафиста Покрову Богородицы.
Накануне престольного праздника бывает Всенощное бдение. Утром до начала Божественной литургии совершается малое освящение воды.
На Божественную литургию обычно приглашается Святейший Патриарх, который возглавляет Московские духовные школы, но чаще он поручает кому-то из митрополитов поздравить преподавателей и студентов.
После праздничного богослужения бывает торжественный акт.
- Во время пожара 1986 года академический храм сильно пострадал: провалился купол, сгорел иконостас. Как шло восстановление храма? Кто этим занимался?
- Храм пострадал, но не так сильно. Сгорел деревянный купол, потрескалась и пришла в негодность живопись по стеклу - образ Покрова, написанный монахиней Иулианией (Соколовой).
Иконостас не сгорел: во время пожара его удалось вынести, и с внутренней его стороны даже сохранились росписи монахини Иулиании. Также успели вынести иконы.
Росписи пострадали. Их подумывали восстановить, но потом приняли решение расписать храм заново. Росписью занималась бригада Сергея Николаевича Дружинина и сотрудниц ЦАКа (Наталья Евгеньвна Алдошина занималась западной стеной, Екатерина Сергеевна Чуракова — Евхаристией в алтаре). В росписи храма также участвовали тогда еще студенты: архимандрит Лука (Головков), покойный епископ Якутский и Ленский Зосима, покойный архидиакон Роман Тамберг и другие.
Покровский храм МДА
- Какие чтимые святыни и интересные иконы есть в храме?
- Уникальная икона преподобного Харитона Исповедника с житием, икона Покрова и несколько икон праздничного чина, написанные монахиней Иулианией (Соколовой). Ею написаны и ростовые иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, что на диаконских вратах, икона благоразумного разбойника и иконы для Царских врат. Огромный свод Академического храма украшен изображениями событий, связанных с земной жизнью Богоматери. Здесь же изображены четыре евангелиста. У основания храмового свода написан текст хвалебного гимна «Достойно есть». В верхней части восточной стены храма изображена Пресвятая Дева с распростертым Покровом, на южной и северной стенах – пророки со свитками и прообразами Богоматери. Западную стену украшают образы русских святых, а в верхней части находится явление преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.
В храме есть мощи некоторых святых – великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Димитрия Ростовского и иных.
- Кто были прихожане академического храма до революции? Только ли учащиеся и сотрудники Московских духовных школ?
- Все было так же, как и теперь.
На Всенощном бдении перед Покровом, 13 октября 2010 года
- А кто сегодня молится на богослужениях в академическом храме?
- Преподаватели, сотрудники и студенты Академии, а также прихожане храма, которые живут поблизости.
- Если говорить о прихожанах, которые не имеют отношения к Московским духовным школам, можно ли говорить о том, что есть приходская община?
- Как таковой общины нет. Есть люди, которым очень дорог Покровский академический храм, и они любят молиться только здесь. Это также выпускники духовных школ и их матушки и дети.
Божественная литургия в праздник Покрова, 14 октября 2010 года
- Кто занимается их окормлением? Собираются ли они где-то, например, для совместной трапезы или бесед?
- Духовное руководство прихожане получают у духовника Академии и некоторых священников-преподавателей, также они могут ежедневно исповедоваться у священников-студентов.
При Академии существуют Богословские курсы для мирян, устроенные силами преподавателей и студентов. На таких катехизичеких лекциях, которые проходят три-четыре раза в неделю в вечернее время, прихожане могут восполнить пробелы в богословских знаниях и недостаток общения со священником. Есть также Высшие Богословские курсы, устроенные по принципу дополнительного образования и заочного обучения.
Божественная литургия в праздник Покрова, 14 октября 2010 года
- Если говорить об учащихся духовных школ, какую роль играет храм в их жизни? Здесь ли читается утреннее и вечернее правило, совершаются постриги рукоположения?
- Как я сказал, храм — центр акдемической жизни. Богослужение в нем совершается ежедневно силами студентов и преподавателей. Студенты разделены на 12 певческих групп, которые несут череду певческого послушания и отправляют вечернее и утреннее богослужение. В 22.00 все собираются на вечерние молитвы, после которых очередной студент произносит проповедь. Конечно, здесь студенты проходят практику чтения, пономарства, уясняют особенности устава, здесь их поставляют во чтецы, диаконы и священники.
- Если можно, Вы могли бы рассказать о собственных впечатлениях о первых днях молитвы в Покровском храме, рукоположении, постриге?
- Скажу кратко. Меня поразило, и, думаю, многих это привлекает в храм, количество молящихся в храме мужей, молодых людей, и громогласное мужское пение.
- Изменилось ли после пострига и рукоположения Ваше восприятие храма, в котором они были совершены?
- Постриги обычно совершаются в монастыре, а таковым для нас является Лавра. Когда приходит время монашеского пострига кого-то из студентов или преподавателей, то вся академическая семья собирается в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, и там владыка ректор постригает послушников в монахи. После этого чинно, стройными рядами все движутся в Покровский храм, сопровождая новопостриженных монахов. В своем храме они проведут несколько дней и ночей в посте и молитве.
- Расскажите, пожалуйста, о традициях Академического храма, например, о чтении акафиста Покрову…
- Что тут скажешь? Акафист - дело обычное для православного христианина. Только акафист в Академии, хоть и совершается каждую среду, привлекает многих богомольцев со всей России и не только. Потому что, тут поют семинаристы и академисты на три больших хора. И половина храма - верующие молодые люди в кителях.
- Кто сегодня «отвечает» за храм – убирает, готовит облачения, украшает в праздники, следит за тем, чтобы богослужение студентами совершалось правильно и благообразно?
- Убирают храм женщины - сотрудницы Академии, они же украшают храм к празднику. Также этим занимаются студенты: пономари, ризничие и дежурные по храму. Все совершается под руководством ризничего и духовника Академии архимандрита Илариона (Форкавца). За богослужением слежу я и дежурные педагоги по богослужебной практике, а лучше сказать - все преподаватели, присутствующие в Покровском храме.
1 сентября в Московских духовных школах
- Академический храм – учебный храм. Студенты учатся служить, произносить проповеди. Как строится обучение? Как возможно и возможно ли вообще научить человека быть хорошим проповедником, что для этого нужно?
- Конечно, теорию студенты осваивают на уроках. Практика - в храме, и здесь нет особенных приемов или искусственности. Студенты просто выполняют те функции, которые им придется выполнять на приходе, только в Академии это происходит под присмотром и чутким руководством старших наставников.
Искусство произнесения проповеди приходит с практикой, и возможность частой практики здесь предоставляется. Сперва студент произносит краткую речь перед собратьями на уроке в классной аудитории, потом - перед всей Академией после вечерних молитв и уже затем - на Всенощном бдении перед прихожанами.
Самая трудная проповедь - на акафисте Покрову Пресвятой Богородицы перед владыкой ректором, духовенством и прихожанами. Студенты старших курсов и студенты-священники уже произносят проповедь на Литургии.
А вот насколько проповедь глубока, а не просто вызубрена, зависит от внутренней духовной жизни студента и его работы над собой, потому что «от избытка сердца глаголют уста».
А вообще система такая: студент пишет проповедь и сдает текст на проверку преподавателю гомилетики. Преподаватель читает, указывает на ошибки и недочеты, и, если все благополучно, пишет: «Печатать и произносить». А если все плохо, то придется переписывать.
- Как происходит обучение совершению богослужений? На что надо обращать особенное внимание новорукоположенному диакону, священнику?
- Прежде всего необходимо любить службу и людей.
Фото на главной - И.В. Коновалова.
Фото внутри статьи - с официального сайта МДАиС.
Tweet |
Вставить в блог
Покровский храм – «сердце Московской духовной академии»14 октября 2011
|
Поддержите нас!