Tweet |
Марина Андреевна Журинская: «Эту книгу мы писали долго и по очереди. Однажды Сергей Львович прислал очередную заметку для журнала «Альфа и Омега». Она называлась «О вещах простых и ясных». Я была совершенно пленена и очарована, и решила, что мы сделаем книгу под таким названием. Что касается моей части, то я начала для себя писать, именно для себя. Вот читаю Евангелие, у меня появляются какие-то по этому поводу мысли, и я их записываю. Потом показала свои заметки некоторым людям, и они сказали, что можно продолжать, потом я показала их в журнале «Фома» и там эти заметки стали печать. Так возникла первая часть размышлений на тему Евангелия, еще там есть и Ветхий завет, и Деяния апостолов.
Это не экзегетика, потому что я не экзегет, это не проповедь, потому что я не гомелет, это рядовые мысли рядового читателя Священного Писания. Вот так вот - не больше и не меньше.
Я была очень рада, что мои заметки интересны еще кому-то. Потом, уже в ходе составления первой части, написала «притчу Секвойи» вместо пролога, а потом мы с Сергеем Львовичем поговорили на тему, которая нас сильно царапала, об ответственности и толерантности. Выяснилось, что они друг с другом связаны, эта беседа в книге вместо эпилога.
Было предложено две обложки, стандартные для христианских изданий. И вдруг мне показывают вот это. Я спросила только: «А вот на этот листик можно каплю росы?»
Получается, что эта обложка - иллюстрация песни Вячеслава Бутусова, которую я очень люблю:
На чистом зелёном листе пробуждается жизнь
Ты видишь как в капле росы
Отражается весь этот мир…
На моем авторском экземпляре книги - автограф Бутусова, его тоже потрясло такое совпадение.
Если бы не Владыка Лонгин, никакой книжки бы не было. Владыка взял ее в свое издательство, и обеспечил ей такой статус, что делали мы ее легко и радостно.
Вторая часть книги, которую написал Сергей Львович - это апологетические заметки, которые печатались на протяжении десяти лет в журнале «Альфа и Омега». Сергей Львович - человек, закаленный в интернет-полемике, назвал свои статьи «ответом на наглые бесчинства». По сути это - возражения, высказанные в ответ на какое-то явно ложное суждение о христианстве. Сергей Львович признался, что принадлежит к тем активным полемистам, которые «спать не лягут, когда в интернете кто-то неправ».
Сергей Львович Худиев: «Я немножко скажу об апологетике, как я ее вижу. Сама по себе Благая Весть - проста. Какой-нибудь средневековый крестьянин мог прийти в церковь, увидеть изображение распятого Спасителя, послушать церковные песнопения, мог уверовать и обрести спасение, не прочитав ни единой строчки из Библии. Но есть то, что говорит Аслан в «Последней битве»: «Вы очень умело защищаетесь от всего, что вам ко благу». Люди создают очень сложные конструкции для того, чтобы отвергать спасение, отвергать христианскую веру, сложную мифологию в отношении Церкви. И работа апологетов - разгребать эти завалы.
Я много времени провожу в интернете, беседуя с людьми, которые христианской веры не разделяют. Такой опыт и привел к написанию этих статей. Несколько лет назад вышла книга «Христианство - трудные вопросы», в составлении которой я тоже принимал участие. Отвечать на трудные вопросы о христианстве - это то, чем я занимаюсь».
Презентация книги длилась больше двух часов, в разговор о вещах простых, и не очень, активно включились зрители, среди которых немало было священнослужителей. Периодически инициатива полностью переходила в зал, и тогда ответы на возникшие вопросы искали все вместе.
Является ли постмодернизм закономерным этапом развития культуры? Почему люди не хотят идти в храм? Что такое «закваска фарисейская и как с ней бороться»? Почему некоторые уходят из Церкви, едва начав церковную жизнь? Что сказать разочарованному в церковной жизни человеку? Должна ли Церковь реагировать на текущие события в мире, и если должна, то как? Говорили о своих и чужих, о церкви и власти, о религии и атеизме, об апостолах и фарисеях.
Нить разговора вилась причудливо, по нескольку раз возвращаясь к некоторым темам. В конце концов, Жан-Франсуа Тири, директор центра «Духовная библиотека», задал авторам книги вопрос, ответ на который завершил вечер: «Вы говорите о вещах простых и ясных, но их никак не назовешь упрощенными. Мне кажется, люди в западном обществе всегда ищут указаний, как жить, ищут кого-то, кому можно доверить руководство своей жизнью, это гораздо легче, когда наша свобода не задействована. Но есть работа, которую мы должны сделать сами, ведь когда Господь нас позвал в свою Церковь, мы были привлечены туда именно богочеловеческим взглядом Христа, который нельзя назвать поверхностным, попадая в Церковь, входишь в пространство этой тайны. Увидев взгляд Христа, не можешь остаться поверхностным. Как вы видите эту дилемму между простыми и ясными вещами и упрощением, как избежать упрощения, чтобы дать читателю свободу следовать за Богом?»
Сергей Худиев отметил, что, «в книге рассуждения Марины Андреевны на темы Писания заканчиваются очень часто не ответами, а вопросами. Примеров непростого выбора в книге очень много, часто не даны ответы, но поставлены вопросы».
«Мы созданы для того, чтобы найти истину и ей возрадоваться…»
«… а еще мы созданы для счастья и добра, и та истина для которой можно поступиться счастьем и добром, лично для меня немножко сомнительна».
Tweet |
Вставить в блог
Марина Журинская и Сергей Худиев: о вещах простых и главных7 октября 2011
|
Поддержите нас!