rss
    Версия для печати

    «Церковь не говорит ничего принципиально нового…»

    Полагает прот. Всеволод Чаплин, выступивший 26 июня на пресс-конференции в рамках Архиерейского Собора, где представители рабочих групп рассказывали об итогах обсуждений. Широкий спектр тем, затронутых на Соборе, временной регламент работы сообщал выступлениям спикеров лаконичность в размышлениях о главном и актуальном в церковной реальности.

    www.sobor2008.ruВыступали председатель группы «Деятельность приходов и монастырей» архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; председатель группы «Православное свидетельство и современность» архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн; представитель группы «Церковь, государство и общество» протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; представитель группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии.

    По словам архиепископа Иоанна, возглавляющего Миссионерский отдел Московского Патриархата, на заседании группы, обсуждавшей вопросы свидетельства о Православии, были заслушаны доклады председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Воронежского Борисоглебского Сергия и самого владыки Иоанна. Митрополит Филарет представил отчёт о работе возглавляемой им комиссии за прошедшие четыре года, а также ознакомил членов рабочей группы с результатами богословско-канонического анализа обращений и писем епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Владыка Сергий рассказал о наиболее проблемных аспектах вопроса о единстве Церкви, и, наконец, архиепископ Иоанн сообщил о деятельности Миссионерского Отдела и разработанных им документах.

    Архиепископ Марк ознакомил представителей прессы с работой группы, обсуждавшей проблематику жизни приходов и монастырей. На заседании группы были заслушаны доклады управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента и председателя Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. Митрополит Климент рассказал об общем состоянии приходов Русской Православной Церкви, вопросах образования священнослужителей и мирян, а также о различных аспектах приходской жизни - в частности, возвращении приходам церковного имущества, отчуждённого в годы советской власти. В докладе архиепископа Алексия оказались освещены проблемы и недуги современной монастырской жизни.

    Как рассказал протоиерей Всеволод Чаплин, рабочая группа, которую он представлял, рассмотрела различные аспекты церковно-государственных отношений на всей канонической территории Русской Православной Церкви (все государства СНГ, кроме Грузии и Армении). Были заслушаны два доклада: самого отца Всеволода, затронувшего актуальные вопросы взаимоотношений Церкви, государства и общества, и юристконсульта Московской Патриархии Ксении Александровны Чернеги, говорившей о юридических аспектах жизни Церкви. Члены группы пришли к общему мнению, что на территории стран Ближнего Зарубежья сложилась устойчивая картина взаимодействия государства и религиозных объединений. Её основные черты можно свести к следующему: государство признаёт равенство всех религиозных организаций перед законом, право их членов на молитву, культовые действия и миссионерскую проповедь. Однако при этом выделяются приоритетные для государства партнёры, которым предоставляются более удобные условия исходя из длительности их присутствия в данной стране, влияния на её культуру и выражаемой гражданской позиции. Кроме того, рабочая группа обсудила вопросы о положении Украинской Православной Церкви, на которую различные политические силы нередко оказывают давление.

    Священник Владимир Вигилянский ограничился коротким сообщением о работе группы, обсуждавшей вопросы молодёжной политики, и напомнил, что принятые ей документы опубликованы на сайте Архиерейского Собора.

    Затем участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов. Говоря о проекте «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, правах и свободе человека», отец Всеволод сообщил, что документ, розданный представителям прессы перед началом пресс-конференции, единогласно утверждён на утреннем заседании Архиерейского Собора. Это постановление отличается от всех документов, принимавшихся ранее различными общественными форумами (в том числе, Всемирным Русским Народным Собором), во-первых, глубиной поднимаемых философских и богословских вопросов, во-вторых, тем обстоятельством, что это уже не резолюция того или иного общественного института, подлежащая дискуссии, а официальная позиция - учение Церкви. «Церковь не говорит ничего принципиально нового, а ещё раз объясняет людям своё учение о человеке, обществе... Церковь даёт оценку существующей правовой системе и рекомендации относительно правозащитной деятельности православных христиан», - подчеркнул отец Всеволод, добавив, что многие мысли, содержащиеся в этом документе, были ранее озвучены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, а также православными богословами и общественными деятелями. Среди специалистов, принимавших участие в разработке документа, были сторонники различных общественных взглядов, представители молодого и старшего поколений, работники церковных и светских учреждений. Отец Всеволод заметил, что для людей Церкви, в особенности участников диалога с другими конфессиями, этот документ является руководством к действию, а при взаимодействии со светскими учреждениями рассматривается как официально выраженное мнение Церкви.

    Архиепископ Иоанн, рассказывавший об обсуждении Миссионерской концепции Русской Православной Церкви и её критике, прозвучавшей перед открытием Собора, заметил: «Проблемы миссионерского богослужения не существует. Многие люди, которые никогда не читали концепции до конца, сразу высказали своё мнение и назвали предлагаемые инициативы реформой богослужения. Ничего подобного нет: предлагается вместо произнесения проповеди перед началом Божественной литургии, после чтения Евангелия и на запричастном стихе объяснять смысл богослужения... Это типично для советского мышления, когда, не читая текст до конца, люди начинают высказывать своё суждение... На нашей группе шла речь о том, как сделать богослужение доступнее за счёт того, чтобы раздавать прихожанам памятные листки, где также рассказывалось бы о ходе службы, и, не меняя богослужебного языка, вместе с чтением Евангелия на церковнославянском читать его и на русском. Больше никаких попыток внести изменения в богослужение не предлагалось». Владыка Иоанн отметил, что ранее в Белгородской епархии была осуществлена идея частичной редакции текста Великого Канона преподобного Андрея Критского с целью облегчения его понимания. Это событие было использовано представителями СМИ, плохо знакомыми с проблемой, для разговоров о якобы имевшем место изменении богослужебного языка. «В постановлениях Поместного Собора 1917 - 1918 гг. обсуждалась такая тема, как «церковный большевизм», когда многие люди пытались обвинить архиереев в богослужебной реформе и обратились к властям за помощью, чтобы остановить её. То же самое происходит и сейчас... Мы живём в мире разных мнений, и если человеку что-то показалось, а он вовремя не перекрестился, то что поделаешь?» - заметил владыка Иоанн.

    Отвечая на вопрос о главных миссионерских задачах Церкви, архипастырь заявил, что они состоят в том, чтобы все приходы стали миссионерскими, а миряне активно привлекались к миссионерской работе. Каждый мирянин должен иметь поручение, и тогда он будет активным членом Церкви. «Когда я вижу организованные протестные движения, мне всегда кажется, что люди, которые не нашли своего места в жизни конкретного прихода, таким образом выплёскивают свою энергию», - заметил владыка Иоанн, призвав к введению повсеместного дежурства священнослужителей в храмах и активизации образовательной системы, которая должна быть «основана на лучших традициях миссионеров». Архиепископ особо отметил, что необходимо привлечение самых разных информационных ресурсов, но при этом важно учитывать их специфику, чтобы «не путать телевизионный экран с амвоном». Стратегическая же задача православной миссии - воцерковление крещёных людей, пока не вошедших в ограду Церкви.

    Кроме того, был поднят вопрос о рассмотрении Собором результатов богословско-канонического анализа воззрений епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Пояснив, что эту тему планируется затронуть на одном из ближайших пленарных заседаний, глава Миссионерского отдела проявил ироническое отношение к появившейся в прессе информации, согласно которой рабочая группа рекомендовала Собору извергнуть владыку Диомида из сана. «Мы ещё не напечатали отчёт о работе группы, как мне позвонили и сказали: появились сообщения о том, что всё решено. Я подумал: "Слава Богу, что в средствах массовой информации есть прозорливые люди!" Давайте дождёмся окончания Собора, а пророческий дар будем применять для другого».

    Архиепископ Марк, отвечавший на вопрос об использовании в Русской Православной Церкви опыта приходской жизни РПЦЗ, обратил внимание, что представители Зарубежной Церкви входили в состав всех рабочих групп и высказали свои замечания, которые включены в документы, предложенные Собору.

    Прозвучал также и вопрос об опасности тотального контроля над личностью путём усиления электронной идентификации. В своём ответе отец Всеволод Чаплин сослался на соответствующий пункт «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, правах и свободе человека», гласящий: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею». Эта тема, по словам заместителя председателя ОВЦС, активно обсуждается на Соборе, так же, как и волнующая многих чад Русской Православной Церкви тема межхристианских взаимоотношений.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru