Tweet |
В пределах традиции, опирающейся на свидетельства св. Отцов первых трех веков, сам факт апостольской преемственности в поставлении епископов (а равно и других священнослужителей) не вызывает сомнения. (См. часть 1) Но чтобы решить другой вопрос, а именно: означает ли он, что преемственность в поставлении предполагает передачу благодати епископства только через епископское рукоположение или возможны и другие формы (например, поставление епископов самой общиной (мирянами - лаиками) или поставление епископа одними пресвитерами), необходимо обратиться к более поздним свидетельствам - отцов и Соборов IV и последующих веков.
Поскольку преимущественную значимость имеет соборный голос отцов, в первую очередь укажем на определения Вселенских и Поместных Соборов, относящиеся к данному вопросу.
Первый Вселенский Собор правилом четвертым повелевает "епископа поставляти... всем той области епископам", или по крайней мере три, при нужде, должны "совершати рукоположение"[1].
Сто пятьдесят отцов Четвертого Вселенского собора в правиле 28, вынося определение о церкви Константинопольской и митрополитах Понта, Асии и Фракии, в частности, постановили: "... каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано божественными правилами".
Об избрании на священнослужение говорит третье правило Седьмого Вселенского собора: "Всякое избрание во епископа или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно... Ибо имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, якоже святых отец в Никеи определено в правиле".
Антиохийский собор 341 года определил: "Епископ да не поставляется без собора в присутствия митрополита области" (прав. 19). "Да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставлять не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного" (прав.23).
Лаодикийский собор 343 г.: "Епископов по суду митрополитов и окрестных епископов поставляти на церковное начальство" (прав.12).
Карфагенский собор 419 г.: "Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде три епископа, в каком бы месте не были они, по повелению первенствующего да поставят епископа" (прав.13). "Да соблюдается древний чин: менее трех епископов, как определено в правилах, да не признаются довольными для поставления епископа" (прав.60).
Апостольские постановления: "Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если рукоположится одним епископом, то да будет извержен он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине, то да представит он согласие на то большего числа епископов" (Книга VIII, гл. 27).
Соборные правила, таким образом, решительно утверждают о том, что епископа могут поставлять, то есть хиротонисать, только епископы.
Мнения Святых отцов...
Высказывания отдельных отцов этой эпохи по данному вопросу, будучи единодушны и с соборным учением Церкви и между собой, очень многочисленны. Мы приведем здесь потому лишь немногие для иллюстрации выше сформулированного.
Св. Василий Великий относительно практики принятия отпадших от Церкви писал: "Но впрочем древним, разумею Киприана и нашего Фирмилиана рассудилось всех их... подвести под одно определение: потому что, хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святаго Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделались мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передать другим благодать Святаго Духа, от которой сама отпали"[2]. Обращает на себя внимание здесь та мысль, что Василий Великий как о само собой разумеющемся говорит о рукоположении от отцов через возложение рук, благодаря чему только служитель получает власть священнодействовать, доколе он в Церкви.
Святой Иоанн Златоуст в толковании на первое послание к Тимофею (IV, 14) пишет: "Не о пресвитерах говорит он (ап. Павел) здесь, а об епископах, потому что не пресвитеры рукополагали епископов"[3].
Он же в беседе на слова апостола Павла к Титу: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты доверил не доконченное и поставил по всем городам пресвитеров", - говорит он: «Там, где была опасность и великое затруднение, он исправлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести и славы, то поручал ученику, именно: рукоположение епископов и все другое...»[4]
Он же в беседе на послание к Филиппийцам: "А пресвитеры не могли рукополагать епископов"[5].
Святой Епифаний Кипрский в своем "Панаэрии" говорит против севастийского еретика Аэрия: "Он (Аэрий) говорит, что епископ и пресвитер - одно и то же. Как же это возможно? Сан епископский рождает отцов для Церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для Церкви посредством бани пакибытия, а не отцов или учителей. И как можно поставлять пресвитеру, не имеющему права рукоположения? Или как можно назвать пресвитера равным епископу?"[6]
Евсевий Памфил так сообщает, например, об одном из случаев поставления епископа Иерусалимского в 90-x годах II-го века: "Когда Каркисс удалился в пустыню и никто не знал, где он находится, тогда епископы сопредельных церквей заблагорассудили рукоположить на его место другого, которому имя было Дий"[7].
Все эти свидетельства отцов древней Церкви (а их можно было бы значительно умножить) с несомненностью свидетельствуют о единой практике поставления епископов в древней Церкви, а, следовательно, и о едином понимании апостольского преемства в совершении таинства священства.
В.В. Болотов: «нигде мы не находим подтверждающих его фактов; решительно нет примера, чтобы когда-нибудь община посвятила себе пресвитера или епископа"[8].
Выдающийся русский историк прошлого века В.В. Болотов резюмирует свои исследования по вопросу о рукоположениях в древней Церкви в следующих словах: "... мы не знаем ни одного определенного случая, когда бы епископа поставляли пресвитеры". И еще решительнее пишет о другой возможности: "Наименее оправданным оказывается предполагаемый демократический принцип церковной иерархии: нигде мы не находим подтверждающих его фактов; решительно нет примера, чтобы когда-нибудь община посвятила себе пресвитера или епископа"[9].
Выводы:
Обращаясь теперь к вопросу о законных совершителях рукоположений пастырей Церкви, можно, исходя из учения отцов эпохи Соборов, констатировать, что
- поставление священнослужителей (и в первую очередь епископов) совершается только епископами;
- это право епископы имеют в силу преемства их рукоположений, идущих от самих апостолов;
- благодать священства, даруемая пастырю при рукоположении, может быть отнята лишь причине его преступления против Церкви, а не по воле людей;
- епископское посвящение носит особый благодатный характер, отличный от присущей всем христианам благодати "царственного священства";
- эта особая благодать священства, в полноте присущая епископу имеет и другие, низшие степени, в частности, пресвитера и диаконы;
- пресвитеры и диаконы рукополагать не могут. Таковое, право имеет только епископ, и, следовательно, апостольское преемство рукоположений в Церкви осуществляется лишь через епископа.
В историческом развитии жизни Церкви менялись отдельные формы: вводились новые молитвы и составлялись целые чины посвящения пастырей, однако в ней всегда оставался неизменным сам догматический принцип: апостольская преемственность в рукоположениях осуществляется только через епископа.
Продолжение следует...
[1] Здесь и далее цитировано по Книге Правил, Москва, 1911.
[2] Св. Василий Великий. Творения, Рус. пер., т. III, Изд. Сойкина, 1911, с.199.
[3] Св.Иоанн Златоуст, Творения, Рус. пер., т.XI, СПб, 1905, с.707.
[4] Св. Иоанн Златоуст, Творения, Рус. пер., т. XI, СПб, 1905, с.846.
[5] Там же, с.225.
[6] Св. Епифаний Кипрский, Творения, Рус. пер., т.4, V. Москва, 1881, с.39.
[7] Евсевий Кесарийский, Церковная история, кн.V, гл.25, Рус. пер., СПб, 1848, с.312.
[8] Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. Т.II. Спб., 1910.
[9] Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. Т.II. Спб., 1910.
Tweet |
Вставить в блог
Как епископ получает благодать?25 июня 2008
|
Поддержите нас!