rss
    Версия для печати

    Трудиться в изучении богослужения

    Недавно мы начали разговор о музыке, в частности, музыке в Церкви. Преподаватель Школы духовного пения при Татианинском храме Сергей Маркелов рассказал о том, как в целом музыка воздействует на человека, каким образом сочетается с верой. Сегодня - рассказ о музыке и богослужении.

    Для начала поговорим о самом богослужении: зачем оно вообще нужно, что оно из себя представляет, из чего состоит?

    Думается, почти любой современный верующий человек в определенный момент своей жизни должен был найти для себя ответ на первый вопрос. Не секрет, что самой популярной отговоркой от хождения в храм является: «Бог у меня в душе, и мне не нужны посредники для общения с Ним: попы, “церемониалы”». Может, действительно не нужно заучивать молитвы, произносить и слушать их в том или ином порядке? Достаточно молиться своими словами, но зато просто и искренне?.. Этот вопрос Церковью давно и подробно освещен. Для начала вспомним тот факт, что общению с Богом мы, падшие люди, должны заново учиться, и хотя у любого человека в жизни бывали моменты, когда он с горячей мольбой, не выбирая слов, взывал к Богу, и получал ответ на свою мольбу, это всего лишь моменты, а общение с Творцом, по слову апостола, должно быть непрерывным. И, как в любом обучении, здесь важна дисциплина, отсюда и последования, регулярные молитвенные правила.

    «Не нужны посредники», - давайте разберемся: кому не нужны посредники? В первые века христианства, когда становился христианином, он был готов в любой момент умереть за свою веру, а значит, он всего себя без остатка отдавал Богу и ближним, любой ценой готов был выполнять все Его заповеди. Святость среди христиан была в то время не просто обыденной нормой, но и попросту заповедью, требованием («будьте святы!»). Понятно, что у такого человека Бог был действительно, и в душе, и в теле... И таковому «посредники» действительно, скорее всего, необходимы не были (заметим, что речь сейчас не о священниках («попах»), которые необходимы всегда и всем: святым и не святым, в первые века христианства и до Второго Пришествия, а лишь о чинопоследованиях,  составленных богослужебных текстах). Читая описание тогдашних богослужений (которые теперь даже представить непросто, не говоря о том чтобы воспроизвести), мы не видим никаких «церемониалов». Все - полная свобода, вдохновение: пророчества, говорение языками («незнакомыми языками»), «импровизация», если можно так выразиться; но, кстати, даже там апостол это как-то регламентирует: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи…»(1 Кор. 14, 27-30) - не правда ли, весьма непохоже на современное богослужение? 

    Но вот проходит время гонений, Церковь выходит из катакомб, строятся храмы, умножается число верующих, и... высота и святость жизни первых христиан понемногу угасает. Вот тогда-то и возникает необходимость появления «курса обучения» молитве. В проповедях начинает звучать примерно следующая тема: если простому человеку надо будет предстать перед царем, то он будете очень серьезно к этому готовиться: до мелочей разузнает, как и что делать, что говорить... Как же нужно готовиться, чтобы предстать перед Царем Небесным?

    Для предстояния перед Богом нужны не правильные слова и движения, а правильные мысли и чувства. Образно выражаясь, приближенным нет нужды так готовиться к каждой встрече с царем, - они все правильные слова и движения давно знают, учиться нужно простолюдинам. «Приближёнными» в случае с Богом являются как раз святые - те, кто всего себя уже отдал Богу, и которых Он Сам обучает всему необходимому. Остальным же - нам, «простолюдинам» - нужны «учебные пособия», которыми и стали молитвы и последования, с течением времени составленные святыми. «Инструкцию по применению» указанных «пособий» находим у святителя Феофана Затворника: «И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».

    «Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; чтобы это получалось, первое - никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... Второе. Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте. Третье. Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать... Четвертое. Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед... Пятое. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце...».

    Сосредоточенно и внимательно читая составлениям святыми молитвы, мы учимся у них правильным мыслям и чувствам, с которыми нужно идти на «прием» к Царю Небесному. Итак, правила, молитвословия, чинопоследования – «церемониалы» - современному верующему человеку для духовной жизни совершенно необходимы.

    Перейдем теперь к следующим вопросам: из чего состоит богослужение? Оно состоит из определенных священнодействий, и сопровождающих священнодействия молитвословий - различных текстов, так или иначе озвучиваемых. На первых останавливаться не станем, перейдем к текстам: к кому они обращаются? В первую очередь, к Богу, Божией Матери, святым, но также и к верующим - всем «предстоящим и молящимся». На любом богослужении Церковь прославляет Бога, Его Матерь, святых, но также обращается и к верующим, просвещая, назидая. По смыслу все богослужебные тексты можно условно разделить по следующим темам (условно, т.к. очень мало текстов, содержащих только одну такую тему).

    - Славословие - по свидетельству святых, богослужение будущего века и будет состоять из непрестанного прославления Творца. Приходилось сталкиваться с таким пассажем: «А что я получу, если буду жить, как Церковь учит: все там соблюдать, на службы ходить? Рай? А что там делать в раю?» - «Там все спасенные непрестанного будут славить Бога». – «Ну нет, скукотища какая в этом вашем раю: “слава Богу”, да “слава Богу” - это мне не подходит». А почему вообще надо славить Бога? Зачем и почему люди это делают? Попробуем ответить: когда после трудного восхождения, наконец, достигнута долгожданная вершина, и, к радости достижения цели добавится восхищение от открывшегося дивного вида; когда, после долгой разлуки, заключишь в объятия любимого человека, сердце замирает на мгновения в восторге, и в эти мгновения хочется одновременно и смеяться, и плакать, и петь... Обычно это называют счастьем. В эти моменты, по наблюдениям, даже у далеких от веры нередко вырывается: «Слава Богу!..». Сие счастье - слабый отблеск того счастья, коим вечно будут наслаждаться наследовавшие спасение. Не забудем еще такую деталь: «скука» - принадлежность мира, где есть время, там - времени не будет, там будет не «раньше» и «потом», а вечное «сейчас», т.е. скучать будет попросту некогда. Итак, славословие - весьма значительная по объему составляющая богослужения. В пример можно привести полиелейные (134 и 135) или так называемые «хвалитные» (148-150) псалмы на утрени, или дивный, поэтичный гимн «Свете тихий» из последования вечерни: «Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже м iр Тя славит». Здесь мы видим славословие «в чистом виде». Но не менее многочисленны тексты, содержащие те или иные

    - Прошения. Мы принадлежим к Церкви воинствующей, и здесь гораздо чаще звучат просьбы, мольбы, порой попросту вопли о помощи, которыми и пронизаны практически все богослужения. На все века образцом такой мольбы стал псалом 50. Наиболее распространенные же является соединение прошения и славословия. Вот молитва «Сподоби, Господи» вечерни: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших,  и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

    - Третьей же, не менее важной темой богослужения становится назидание. Эти тексты обращаются уже к нам - молящимся. Здесь остановимся поподробнее. В древности Церковь и образование шли «рука об руку»: монастыри становились центрами просвещения, многие выдающиеся ученые тех времен могли иметь и духовный сан. Ныне, с колоссальным развитием современного образования, конечно же, нет нужды вновь соединять учебные заведения с монастырями и приходами, но вовсе отнимать у Церкви просветительскую функцию тоже нельзя. Дело в том, что назидательная составляющая богослужения в наше время, порой, вообще выпускается из виду. Тому есть немало причин: это и непонятность, особенно поначалу, церковно-славянского языка, и сокращения богослужения, при которых нередко разрывается предписанная уставом стройная и законченная последовательность текстов, или, чего греха таить, невнятное, неумелое, недобросовестное пение или чтение. Отрадно, что так или иначе сейчас стали на это упущение обращать внимание и как-то пытаться его восполнить. Ведь это попросту интересно, знать, например, обстоятельства возникновения и историю сегодняшнего праздника, или узнать подробности жизни того святого, которому пропели величание. И гораздо меньше чувствуется тяжесть в ногах, и зевота уже не так одолевает... Заметим, что теперь в монастырях, где вообще чтение поучений, житий святых сопровождает и трапезу, и, даже, иногда работу, нередко на Литургии, во время причащения священнослужителей в алтаре, на клиросе читается на современном русском языке житие празднуемого святого, а Великим постом на утреннем богослужении, по крайней мере, первой седмицы, читают так же по-русски в храме поучения преподобного Ефрема Сирина.

    Непонятный церковно-славянский язык... Да, если в XVI веке человек, придя в храм, мог понять все богослужение без особых усилий, так как оно звучало практически на том же языке, которым человек разговаривал за стенами храма, то теперь современному верующему надо немало потрудиться, буквально выучить церковно-славянский язык заново. Но труд этот поистине благодарный: тогда служба перестает быть многочасовой пыткой с бормотанием непонятных «заклинаний», которую нужно вынести и «достоять до конца». Да и цениться приобретенное трудом будет выше, чем доставшееся даром. Потрудившись в изучении богослужения, человек уже не так просто согласится его иной раз пропустить...

    Каково же место музыки в богослужении? Как эта стихия должна использоваться в храме, по мысли творцов Устава? Об этом – в следующей статье. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru