Tweet |
Освоение арктического побережья нашей страны требовало организации надежной транспортной магистрали (Северного морского пути), соединяющей незамерзающие порты Мурманск и Владивосток и обеспечивающей плавание между этими портами в течение одной навигации.
За всю историю арктических плаваний только одному ледоколу «Сибиряков» удалось осуществить в 1932 г. эту задачу. Правда, в связи с аварией он закончил свой рейс под самодельными парусами и на буксире. Хотя этот рейс рассматривался как определенное достижение, многие считали, что регулярное плавание по Северному морскому пути – дело далекого будущего и время промышленного освоения арктического побережья нашей страны еще не пришло.
Активным сторонником повторной экспедиции по Северному морскому пути был О.Ю. Шмидт, который занимал пост директора Главсевморпути – специальной организации, созданной в 1932 г. для решения научных и хозяйственных задач освоения севера нашей страны.
Доводы Шмидта, а также соображения научного и хозяйственного характера одержали верх, и правительство приняло решение об организации в 1933 г. экспедиции для прохождения Северного морского пути. Для экспедиции был выделен пароход «Челюскин», хотя он не был ледоколом и не был предназначен для плавания в тяжелых льдах (парохода или ледокола, более соответствующего поставленным задачам, в стране не оказалось).
12 июля 1933 г. экспедиция покинула Ленинград и 10 августа – Мурманск. Ледовая обстановка в северных морях в 1933 г. оказалась крайне тяжелой, и это потребовало от руководителя экспедиции О.Ю. Шмидта и капитана «Челюскина» В.И. Воронина больших усилий по выбору маршрута, который обеспечил бы безопасное и быстрое продвижение судна.
Основные трудности ждали экспедицию в самом конце пути, в Чукотском море, где «Челюскина» встретили тяжелые льды. Все попытки пробиться через них окончились неудачей, и, в конце концов, пароход начал дрейфовать вместе с окружившим его льдом. Около месяца «Челюскин» дрейфовал в Чукотском море, причем направление дрейфа все время менялось. Положение казалось безвыходным.
Неожиданно в начале ноября направление дрейфа льдины, в которую вмерз «Челюскин», изменилось на юго-восточное, и 5 ноября льдина вместе с пароходом вытолкнулась в Берингов пролив. Казалось, вот-вот пароход освободится из ледового плена и экспедиция успешно завершится (до чистой воды оставалось около 6 км).
Однако стихия решила иначе – льдина вместе с пароходом вновь затянулась через Берингов пролив в Чукотское море. Стало ясно, что экспедиции не избежать зимовки. Первые ее месяцы показали, что корпус судна «работает» на пределе. Поэтому руководство экспедиции приняло все меры для подготовки быстрой и организованной эвакуации на лед людей, оборудования и продовольствия.
Катастрофа произошла 13 февраля 1934 г. Пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. При выгрузке на лед погиб один человек. Для экспедиции наступило самое трудное время. На льду, в мороз и в условиях полярной ночи оказалось 104 человека. И здесь, во всей своей полноте, проявился организаторский талант О.Ю. Шмидта. Он сумел подавить в людях естественный страх, панические настроения, растерянность. На льду был построен лагерь, налажен нормальный трудовой ритм жизни. По-прежнему проводились научные исследования. Был организован даже здоровый досуг: по вечерам в общей палатке-клубе проходили научно-популярные лекции и беседы, давались концерты самодеятельности; выпускалась лагерная стенгазета и т. д.
В Москве было принято решение о немедленной эвакуации членов экспедиции со льдины на материк самолетами. К этой операции были привлечены лучшие летчики страны. Уже в конце февраля на Чукотке собрался авиационный отряд, готовый вылететь в лагерь челюскинцев, где были подготовлены ледовые аэродромы. В дальнейшем все определялось погодой.
Весь мир с напряжением следил за операцией спасения челюскинцев, которая была блестяще выполнена советскими летчиками в течение месяца – 5 марта-13 апреля 1934 г. Все участники этой беспримерной авиационной операции – летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин – стали первыми Героями Советского Союз.
Мировая пресса восторженно отреагировала на спасение челюскинцев:
«Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира» (газета «Тан», Франция);
«Последние люди и даже собаки сняты со льдины. Двухмесячные испытания челюскинцев, живших на плавучей льдине, остались позади. Все они спасены. Эта эпопея является одной из величайших среди тех героических эпопей, которыми так богата история арктических исследований» (газета «Дейли Геральд», Англия);
Научные результаты экспедиции на пароходе «Челюскин» имели огромное значение. Они существенно пополнили наши знания о Северном Ледовитом океане, его географических и метеорологических условиях вблизи северного побережья нашей страны и сыграли решающую роль в хозяйственном освоении Северного морского пути, который стал систематически эксплуатироваться начиная с 1935 г.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!