rss
    Версия для печати

    Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 9 августа

    1975 г. – умер Д.Д.Шостакович, выдающийся русский композитор (родился 25 сентября 1906 г.).

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера. Его родители любили музыку, мать играла на фортепиано и сама стала обучать сына, когда мальчику исполнилось девять лет. В начале обучения Дима Шостакович не выражал особого желания заниматься музыкой, но вскоре он стал делать быстрые успехи не только в игре на фортепиано, но и в композиции.

    В 1919 г. Шостакович поступил в Петербургскую консерваторию. Это было тяжелое время Гражданской войны, но творческая жизнь в Консерватории не замирала. За время обучения (1919 –25г.г.) Шостакович написал несколько произведений разного жанра, но впоследствии включил в собрание своих произведений из этого периода только «Фантастические танцы» и Первую симфонию, которая была его дипломной работой. В Первой симфонии уже нашли отражение многие характерные черты Шостаковича–композитора, она стала подлинным началом его композиторского пути. Очень скоро после первого исполнения симфонии в Ленинграде (1926 г.) она заинтересовала выдающихся западных дирижеров, и это сделало имя молодого композитора известным во всем мире.

    Десять лет после окончания Консерватории в основном были посвящены работам для театра и кино. Шостакович пишет балеты, оперы, музыку к кинофильмам, вносит много нового в свой композиторский стиль. Венцом этого периода жизни Шостаковича явилась опера «Леди Макбет Мценского уезда». Впервые поставленная в Ленинграде в январе 1934 г., она в течение двух лет обошла театры Москвы, США, Канады, Чехословакии, Аргентины, Швеции, Югославии, Швейцарии, Дании. Оценивая оперу, дирижер С.А.Самосуд писал: «Со времени «Пиковой дамы» П.И. Чайковского в русской музыке, по моему мнению, не появлялась опера более новая для своей эпохи. По своему высокому драматизму, по эмоциональной силе и виртуозности музыкального языка – это лучшее, что за последние полстолетия создано в русской оперной литературе».

    В это же время Шостакович успешно работал и в других музыкальных жанрах. К 1936 г. им написаны три симфонии (в частности, одно из самых грандиозных и глубоких его сочинений – четвертая симфония), 24 прелюдии для фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра и т.д. Композитор находился на творческом подъеме, но здесь ждала его первая в его жизни «гроза».

    После посещения спектакля «Леди Макбет» И.В. Сталиным и А.А. Ждановым в январе 1936 г. в газете «Правда» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки», которая послужила сигналом для «проработки» композитора на различных совещаниях и в печати. Мгновенно последовали и организационные выводы: опера «Леди Макбет» была исключена из репертуара театров, исполнение четвертой симфонии было запрещено, произведения Шостаковича были объявлены формалистическими и их не рекомендовалось исполнять. Шостакович тяжело переживал этот удар, но он не был сломлен, а продолжал работать. В целом конец 1930-х годов отмечен в творчестве Шостаковича крупными достижениями в инструментальных жанрах.

    Официальное непринятие музыки Шостаковича было постепенно снято. Уже пятая симфония (1937 г.) была высоко оценена критикой. В 1940 г. Шостакович получает Орден трудового красного знамени за музыку к кинофильмам, в 1941 г. Сталинскую премию за Фортепьянный квинтет.

    Началась война. Шостакович, находясь в осажденном Ленинграде, создает свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию, в которой нашли блестящее отражение чувства советских людей, вставших на защиту своего Отечества. Симфония была завершена уже в Куйбышеве, где и была впервые исполнена 5 марта 1942 г. Эта симфония, представляющая одну из вершин его творчества, была с восторгом воспринята в нашей стране и во всем мире. «В его симфонии воплощены и черты подлинного героя нашего времени, и пафос великой борьбы. В мире столкнулись силы прогресса и реакции, свободы и рабства, демократии и фашизма. И в микрокосме седьмой симфонии мировая трагедия отражена исключительно смело и художественно убедительно» - писал в 1942 г. музыковед И. Мартынов.

    В 1948 г. Д.Д. Шостаковичу пришлось пережить новый «административный удар». На Совещании деятелей советской музыки в Центральном комитете коммунистической партии А.А. Жданов обнародовал список композиторов, искусство которых не совместимо с принципами социалистического реализма. Первым в этом списке стояло имя Д.Д. Шостаковича. За этим последовал приказ Главного репертуарного комитета, запрещавший публичное исполнение произведений Шостаковича (этот запрет был снят в 1949 г.).

    Последние двадцать лет жизни Д.Д. Шостакович интенсивно работал, и из-под его пера выходили выдающиеся произведения разных жанров. Но главной сферой его творчества постепенно стали камерные произведения и вокальные циклы глубокого философского содержания. В эти годы ему аплодировал весь мир. Он был удостоен высших наград и премий, как в нашей стране, так и за рубежом.

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович скончался 9 августа 1975 г.

    «Его творчество принадлежит к золотым страницам искусства ХХ века, и каждое новое поколение “вычитывает” в нем свои собственные смыслы. В произведениях Шостаковича слышали документальное свидетельство эпохи, вплоть до прямого воплощения конкретных событий, их истолковывали то как героическую летопись, то как протест против тоталитаризма, выраженный в подлежащих дешифровке скрытых намеках. Для всего этого в музыке Шостаковича, наверное, есть основания. Но есть в ней нечто иное, высшее, чаще всего ускользающее от словесного выражения. Творчество Шостаковича – самодовлеющая музыкальная ценность, новая страница истории мирового искусства, достойная сравнения с великими эпохами прошлых времен…

    И хотя живы еще те, кто знал и любил замечательного композитора, да и просто те, кто слышал премьеры его сочинений, все большим становится число других, для кого музыка Шостаковича – история, на полке которой она располагается рядом с Чайковским и Бетховеном.

    Но это – великая история. И время – великое. Трагическое, беспощадное и грандиозное. Шостаковичу выпало на долю свидетельствовать за многих, узнавших в его музыке образ эпохи и свою собственную судьбу.

    Блажен, кто посетил сей мир

    В его минуты роковые

    Его призвали всеблагие

    Как собеседника на пир.

    В этих тютчевских строках нам слышится голос гения Шостаковича: и “минуты роковые”, которых на его долю выпало с лихвой, и высокий удел “собеседника богов”» - писала искусствовед С. Савенко в связи со 100-летием со дня рождения Д.Д. Шостаковича.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru