Tweet |
Исаак Ильич Левитан родился в поселке Вержболово на юге России в очень бедной еврейской семье станционного работника. О его детстве известно только, что в конце 60-х годов семья переехала в Москву, где отец надеялся получить хорошее место и дать образование детям. Однако получить места с хорошим заработком отцу Левитана не удалось, и семья продолжала жить в крайней бедности.
В 1873 г. Левитан поступил в Московское училище живописи и ваяния. Занятия в Училище давались молодому художнику легко, и он очень скоро обнаружил блестящие способности. Начиная с 1877 г. его работы обсуждаются в печати в числе лучших работ на ученических выставках. Но в материальном отношении жизнь Левитана в эти годы была крайне тяжелой. В 1875 г. – умерла его мать, а в 1877 – отец, и молодой человек, оказавшись без крова и каких-либо средств к существованию, должен был содержать не только себя, но и своих сестер.
Учителем Левитана в пейзажном классе Училища был А.К. Саврасов, который умел воодушевлять своих учеников и воспитывал в них восторженное поклонение природе. В созданной А.К.Саврасовым обстановке творческого подъема развивался и креп талант Левитана, и к окончанию Училища в 1881 г. он был уже сложившимся художником с определенными лицом, своеобразными мотивами и характерной живописью, по которой его легко можно было узнать на популярнейших выставках того времени. С ученической выставки 1879 г. П.М.Третьяков приобрел для его галереи картину «Осенний день. Сокольники» (Третьяковская галерея), и это было авторитетнейшим в то время признанием молодого художника.
В жизни И.И.Левитана после окончания Училища практически отсутствуют внешние яркие события и крутые «переломы». Он живет и работает в России, воспевая красоту и поэзию среднерусского пейзажа. Постепенно его картины вызывают все большей интерес специалистов и широкой публики. Он становится известным и популярным художником. Такие шедевры как «Мельница» (1888 г.), «Вечерний звон» (1892 г.), «Над вечным покоем» (1893 г.), «Март» (1895 г.), «Золотая осень» (1896 г.), «Избы» (1899 г.) – все в Третьяковской галерее – «Озеро» (1899 г., Русский музей) и т.д., поставили И.И. Левитана в ряд великих русских художников. Он по праву считается основателем школы русских пейзажистов-реалистов, тонко и чутко раскрывающей перед нами красоту и поэзию русской природы.
«Эту поэзию и эту красоту простого деревенского пейзажа Левитан чувствовал удивительно и, несмотря на еврейское происхождение Левитана, его по праву можно назвать одним из самых настоящих русских художников, настоящим поэтом русского пейзажа. Поэзию этого пейзажа он чувствовал во много раз сильнее и ярче целых десятков других художников с самыми русскими фамилиями… Удивительно чувствовал он и всю грусть этого пейзажа, его «тоскующую поэзию». В душе Левитана жила какая-то особая восприимчивость именно к этим грустным аккордам и, быть может, сама русская природа так влекла его к себе именно потому, что в ее грусти Левитан находил нечто очень близкое себе и родное» (И.Э.Грабарь).
В 1890 г. Левитан выезжал в Финляндию и в Париж. Но ни природа Финляндии, ни художественная жизнь и новое искусство Парижа не произвели на него глубокого впечатления. Только в 1899 г., когда Левитан вторично побывал в Париже, он открыл для себя искусство импрессионистов.
В последние годы жизни Левитан страдал болезнью сердца, которая в то время не поддавалась лечению. Не дожив несколько дней до своего сорокалетия, И.И.Левитан скончался 3 августа 1900 г.
Левитан – это целая эпоха русской живописи. Он жил и творил в переломный период русского искусства. Прошло увлечение западно-европейской живописью, и художники стали искать русских сюжетов и русских мотивов. Левитан, как и многие художники его поколения, ощущал этот перелом и новую задачу русского искусства. «И если он не поставил самую задачу, то он дал лучшее решение ее: Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно и, благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности, он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которыми горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он вылил все это в длинном ряде картин, отразивших искания целого поколения… Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа… Мы с нетерпением ждали некогда открытия Передвижной выставки и жадно искали уголки с его новыми картинами. Каждая из них была для нас новым откровением, ни с чем не сравнимым наслаждением и радостью. Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать. Велика должна быть сила художественных произведений, если она действует столь неотразимо и благодатно. В них есть дыхание истинной жизни и скрыта подлинная поэзия. Поэтому сквозь их, сейчас быть может, чуть–чуть старомодный красочный наряд и через головы самых модных живописцев, из глубины вызвавшего их к жизни чувства до сих пор светит и не перестанет лучить таинственно прекрасное приветливое искусство великого поэта русской природы» (И.Э.Грабарь).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!