Tweet |
- Владыка Павел, чем, по Вашему мнению, важны решения, принятые на недавнем Соборе Украинской Православной Церкви?
- Благодарю за то, что обратились ко мне с вопросами, на которые я, Божией милостью, по мере своих скудных сил постараюсь ответить. Сегодня наша боль о Церкви, об интригах, которые, к сожалению, есть в нашем обществе, но апостол Павел говорит, что, если и есть какие-то разногласия, значит, не безразлична жизнь Церкви и народа. Прошел Юбилейный Собор Украинской Православной Церкви, и я не могу говорить о какой-то напряженности или недопонимании. Собор прошел в духе апостольской любви. Мы принимали лишь те предложения к Уставу, которые сегодня волнуют Церковь в сфере государственных и церковных отношений, потому что мы живем в независимом государстве, в котором есть свои законы и Конституция и, хотим мы этого или не хотим, мы должны их исполнять. Будучи гражданами этой страны, мы должны жить по ее законам, которые, слава Богу, не влияют на церковную жизнь, позволяют нам молиться, проповедовать, заниматься строительством соборов, монастырей, насколько это угодно Богу, учреждать и украшать землю Украинскую, на которой живут люди разных национальностей. Мы призваны не нарушать законы государственные, а исполнять. В связи с этим важно помнить: если мы будем плохими гражданами земли, мы никогда не будем гражданами неба.
Что касается соборных решений – мы не отделялись, не отделяемся и не намерены отделяться от Полноты Русской Православной Церкви. Существует Русская Православная Церковь, а вместе с тем Белорусская и Украинская. На сегодняшний день у нас три страны, но едино Священноначалие и един Устав Русской Православной Церкви, который, как я уже сказал, регламентирует наши отношения с тем государством, в котором мы живем. И я не вижу здесь никаких проблем. Мы жили и живем согласно этим законам. Слава Богу, что мы имеем такого Первосвятителя Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который беспокоится за судьбу Церкви и страны, за каждого человека в отдельности. Еще раз отмечу, что Собором не были приняты решения, которые изменили бы что-то в церковной жизни Украины.
- Накануне Собора в ряде СМИ и, особенно, в блогосфере прокатилась информационная волна по его дискредитации: от передергивания фактов до их полной подмены. В настоящий момент эта кампания продолжается. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные ее причины? Насколько вообще возможно и корректно политическое измерение церковной жизни, так часто встречающееся в околоцерковных и внецерковных масс-медиа?
- Вся беда в том, что эти разного рода непонимания возникают в среде не светских людей, а, к сожалению, людей, которые в Церкви, но в то же время далеки от Церкви. Их догадки и пересуды возмущают умы людей в понимании истинного служения Церкви. Если говорить о дискриминации в контексте сказанного Вами о «волне информационной дискриминации», знаете, можно вспомнить Первый Вселенский Собор, а также то, что тогда были «за» и «против» тех решений, которые были на нем приняты. Сегодня же мы решали, напомню еще раз, не канонические, ни догматические вопросы, мы принимали решения, необходимые для устройства Церкви в той или иной стране. И я не вижу в этом никакой проблемы. К сожалению, прикрывающиеся Церковью люди высказывают двусмысленные мнения относительно понимания тех или иных решений церковных. Но на самом деле у нас сегодня не столько проблем, как их раздувают. Можно ознакомиться с предыдущими решениями Синодов. Есть постановления о том, что мы принимали, обращения, в которых можно посмотреть, о чем мы просим.
Эти публикации в СМИ напоминают события того времени, когда вольнодумцы постарались «расшатать» и государственную, и церковную власть, что привело впоследствии к революции 1917 года. Церковную власть расшатали, убрав Патриарха и поставив на его место правительствующий Синод. И сейчас такая же ситуация получается, когда стараются подменить авторитет священноначалия и поставить на первый план свое искаженное мышление о Церкви, тем самым отвращая людей от Церкви и приводя их души в замешательство. Получается разделение, вроде бы, только некоторые епископы, священники истинные пастыри, которые желают спасения своей пастве. Но я всегда говорил и повторюсь снова: почему-то те, кто сегодня так рьяно кричит против идентификационных кодов, они имеют деньги, имущество, ездят за границу и в то же время ратуют за то, чтобы люди отказались от всего. Сейчас мы свободно говорим о вере не только в храме во время проповеди, но и в средствах массовой информации в интервью и беседах на разные темы, но никто не доносит людям слов Священного Писания. А там все сказано. Из Писания мы знаем, что когда придет антихрист, начнутся гонения на Церковь, будут происходить разного рода катаклизмы, которые уже сегодня можно видеть, из чего можно догадаться, что это время близко. Но сегодня этого еще, слава Богу, нет. Еще никто не требует от нас отречься от Христа, приняв печать на чело и руку. Сейчас нам дают лишь бумажку, которая для спасения не имеет никакого значения. А когда придет время антихриста, люди скажут: да надоело мне, сколько уже говорили об этом… И тогда люди, просто напросто, наклонят свою выю под иго диавола. Но мы не должны сегодня расстраивать, наоборот, мы должны укреплять словом Божественной истины, словом Божиим. Да, это будет, но еще не сегодня. Будьте бдительны. Господь сказал апостолам, что придет время антихриста. А когда спросили, не настало ли оно, Он ответил: «Не дано вам знать». А нам сегодня «пророчествуют», «предсказывают», даже творят «чудеса». Ради своей выгоды. Поэтому очень важно всем нам сегодня над этим задуматься, особенно священнослужителям. Потому что неразумные горячность и хладность, различные толкования и младостарчество могут привести людей действительно к такому, я бы сказал, безбожному пониманию этого серьезного вопроса и впоследствии к погибели души.
Один архиерей рассказал мне, что, посетив несколько лицеев, в которых преподают и учатся вроде бы верующие люди, он увидел, что молодежь, будучи в Церкви, в то же время насмехаются над Церковью, священнослужителями, иконами. Это выражается даже внешне – в человеческих манерах, которые они это вносят в рамки насмешки. Не напоминает ли нам это революционные настроения? Потому что раньше действительно была свобода слова, слова Христова. Даже в советское время, кто хотел быть верующим – был. А теперь мы стали идолопоклонниками мобильных телефонов, интернета… Для многих сегодня ни Церковь, ни епископ, ни священник не являются авторитетом, теперь для всех авторитетом стал интернет: «я же вычитал (или вычитала) в Интернете!» Вот это как раз и ведет наше общество к трагедии мирового значения.
- История христианской Руси началась в Киеве, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра – один из древнейших монастырей, возникших на Руси. Чем Лавра живет сегодня? Какую роль она играет в Украинской Православной Церкви и какова вообще роль монастырей в православной жизни современной Украины?
- Говорить о роли Киево-Печерской Лавры в жизни лишь Украинской Православной Церкви – нельзя. Я думаю, что и для России, и для Украины Киево-Печерская Лавра является символом единства. Во все времена и до сегодняшнего дня значительна роль Киево-Печерской Лавры в проповедовании Христова Учения и укреплении веры православной во всем мире. Я сейчас посещаю монастыри в разных областях России и заметил следующее: время основания большинства древних обителей нашей Церкви относится к XII- XIII векам, то есть, сразу после Крещения Руси. И главным свидетелем нашей истории является Киево-Печерская Лавра, она является оплотом Православия, Сионской горницей, из которой вышли и выходят люди, несущие миру свет веры Христовой. Здесь человеческая душа соприкасается с вечными истинами, ибо из множества монахов, которые жили в стенах этой древней обители, Господь избрал самое лучшее зерно, давшее добрые плоды. Преподобные отцы Печерские являются для нас примером. Они напитались благодатью Святаго Духа, и даже тление не коснулось их. Сейчас очень популярно праздновать так называемый праздник «Святого Валентина», а сколько светочей медицины, письменности, культуры, примеров христианской любви, преданности и вообще жизни во Христе дала миру Лавра. Отсюда все началось, в том числе и государственность. Поэтому мы можем называться «великой» страной, «малой» страной, но самое большое наше богатство – эта святыня – Киево-Печерская Лавра, и ничего подобного больше нет во всем мире. Мы этим спасаемся и мы не гордимся, потому что это – достояние Вселенной, достояние Церкви и наше драгоценное наследие, дарованное Богом. Нельзя сказать, что это наследие лишь Украины. В лаврских пещерах покоятся мощи людей разного рода, разных национальностей. И все они являются детьми Божиими. Поэтому для всего мира Киево-Печерская Лавра – пример христианской жизни.
- Вы помните, как в первый раз посетили Киево-Печерскую лавру? Что особенно запомнилось во время этого посещения?
- В первый раз я посетил Лавру в 1985 году. Вместе с отцом Михаилом, он сейчас благочинный Тернопольской епархии, мы приехали в обитель после обеда. На двоих у нас тогда было 15 рублей, на которые мы купили два альбома, повествующих о святыне. Затем на территории Верхней Лавры мы сидели на скамейке у каштанов, которые и ныне там растут, сидели и умилялись, удивлялись Божией премудрости и Его благому промыслу о человеке. Насколько было красиво! Тогда я даже и не думал, что буду ее наместником, буду каждый день ходить по этой преблагословенной земле, которая истоптана ногами великих и славных угодников Божиих. Я могу долго рассказывать о Лавре и о том дне. Хочется вспомнить еще об одном свидетельстве промысла Божия и Его любви. Когда вечером мы пришли на ночлег в Покровский монастырь, матушка, которая определила нас на ночлег, привела нас к игуменье Маргарите. Не зная нас, студентов Московских духовных школ, матушка-игуменья приняла нас как родных детей, дала нам на дорогу по 25 рублей и благословила книжечки, которые у нее были. Это, действительно, чудо, потому что нам как раз нужно было купить билеты и пропитаться. Я никогда не забуду, как прекрасно и радостно встретила меня Лавра в свое время.
Сегодня я молю Бога об одном, чтобы мне прожить все дни, сколько Господь мне назначил, в стенах этой святой обители, быть ее насельником. Для меня превыше всякой чести убирать территорию Лавры, решать текущие вопросы жизни монастыря, ходить по стройкам, если нужно, копать землю и выполнять другие работы на нашем подсобном хозяйстве, которым мы живем. Для меня это великое счастье. Раз Божия Матерь призрела на меня и призвала в Свой дом, в котором Она живет, я буду трудиться не покладая рук, чтобы быть хоть последним, но Ее рабом.
- С чем лично для Вас связан праздник Крещения Руси? Можно ли назвать его праздником всего Русского мира, днем основания нашей общей восточно-славянской цивилизации?
- Я хочу сказать, что праздник Крещения Руси – это праздник Вселенской Православной Церкви. Ибо во время крещения, как мы знаем, Господь вписывает в книгу жизни имена людей, которые принимают крещение. И мы счастливы, что Господь призрел на нас со святой высоты и избрал наш неученый на то время народ, невежд, которые поклонялись идолам, приносили в жертву животных и людей, но Божий Глас был для нас не презренным, а наоборот, избранным и потому мы счастливы. Господь услышал молитвы князя Владимира, княгини Ольгу, преподобных Антония и Феодосия. Наша Церковь Русская – самая великая Церковь. Она святая, апостольская. Это Церковь избранных угодников Божиих, которые своей жизнью явили нам пример, прекрасный пример на нашей многострадальной земле. Мы сегодня уже не являемся детьми противления, но стали Божиими сынами, потому что нас любит Господь и даровал нам такую возможность, чтобы мы всегда радовались. Сколько икон на Святой Руси, сколько святых людей! Я не говорю только о Киеве, мы сегодня говорим и о других городах и областях России: Москва, Тюмень, Сибирь… Смотрите, сколько вышло ученых монахов и епископов из Киево-Печерской Лавры – во всю землю вещание. Они не проповедовали об Украине, России как о странах, они проповедовали в этих странах Слово Божие и нам никто не давал права сегодня делиться, разрывать хитон единства. Для того, чтобы мы были примером для всего мира, мы должны быть примером для самих себя, своих детей, своей истории и тех, кто сегодня действительно обращен к нам и называет нас Святой Русью. Мы должны свято об этом помнить.
- Что бы Вы пожелали сегодня нашим читателям? Какие наставления могли бы преподать в день празднования Крещения Руси?
- Я вновь и вновь благодарю Бога за возможность со страниц издания «Татьянин день» обратиться к Вам, дорогие братья и сестры. Величайшее и замечательное имя Татьяна. У меня в роду это имя носят тетя, сестра, несколько племянниц. Имя украшает человека. Нося имя того или иного святого, мы призваны хоть немного уподобиться ему. И я желаю этого читателям из России, Украины, Беларуси и всем, чающим спасения. Братья и сестры! У нас должно быть едино стадо, у нас единый Пастырь. Вне зависимости от страны, в которой мы живем. Когда человек умирает, он идет к Престолу Божию, не зависимо от национальности, он идет по призванию Благодати Святаго Духа, Который, как Господь сказал, что Он пошлет Утешителя, Который будет спутником нашей жизни, будет вести нас даже до Престола Божия. Для нас, пастырей, спасение пасомых – это величайшая награда, поэтому мы не должны спать – ни священник, ни епископ, ни отец своей семьи, ни президент страны, потому что Господь спросит каждого. Если, например, Президент думает, что его не касается церковная жизнь, он глубоко ошибается, потому что мы единый народ. Мы должны помнить, что президент беспокоится о благе человека, а епископ – о спасении человеческой души и том же благе земном. Господь не запретил нам иметь богатство, но на множестве примеров показал, что мы должны беспокоиться и заботиться о своей душе. Церковь как чадолюбивая Мать принимает нас немощных, слабых, грешных, с первородным грехом из утробы земной матери, Она нас очищает, питает, ведет по жизни и приводит к тихой пристани Царства Небесного. Мы должны помнить об этом, должны молиться о градоправителях, чтобы Господь им дал силы и мудрость быть для нас примером, чтобы Господь послал нам время благополучно, мирны дожди, плодоносие земли, чтобы не было, как в прошлом году в России, пожаров, чтобы не было таких катаклизмов как в Чернобыле и Японии, чтобы не было у нас никаких непониманий и чтобы Господь не посылал нам тяжелых испытаний.
Господь избирает человека, увидев его сердце, которое не будет препятствовать Благодати Святаго Духа совершать в нем великие дела веры. И тогда мы удостоимся этой Любви, которой мы, к сожалению, так часто пренебрегаем, которую мы временами отвергаем, потому что Любовь Божия заставляет человека задуматься над смыслом жизни – что такое человек, какое его значение в мире. Храмы, иконы, духовные книги – это все предназначено для человека, но кто это создал? Кто это освятил? Когда придет время каждому из нас преставиться в мир иной, переступив границы земной жизни, мы родимся вновь в Жизнь Вечную и пойдем на поклон к Своему Творцу, к Отцу Небесному, Который по Своей величайшей милости создал нас и послал Своего Единородного Сына Иисуса Христа для нашего спасения. Поэтому я всех Вас, дорогие братья и сестры, призываю к единству в мире и любви, к молитве. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 2).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!