Tweet |
Смоленск представляет собой ключевой стратегический пункт на пути от западной границы нашей страны на Москву. Поэтому в районе Смоленска с давних времен русские ратники встречали иноземных захватчиков. Известны крупные сражения под Смоленском и в 1611 г. во время Смутного времени, и в Отечественную войну 1812 г. В 1941 г. к 10 июля немцы сосредоточили свои ударные танковые группы, которые должны были фланговыми ударами окружить наши 16-ю и 20-ю армии, защищавшие Смоленск. На этом участке фронта противник имел двойное превосходство по численности войск и артиллерии и четырехкратное превосходство в танках. Дело осложнилось тем, что наши позиции не были подготовлены в инженерном плане.
Несмотря на героическое сопротивление советских войск, 22 июля немцам удалось охватить танковыми «клиньями» их группировку в районе Смоленска. Окружённые части Красной Армии продолжали ожесточённо сопротивляться, тем самым приковывая к себе значительные силы немцев. О накале борьбы и условиях сражения можно судить по донесению командующего 20-ой армией: « …Моральное состояние личного состава – здоровое, но усталость огромная. Люди по три-четыре дня не кормлены, без сна».
Оценив обстановку, командование приказало окружённым армиям оставить Смоленский район и выйти из окружения. Эта задача была успешно выполнена.
Героическое сопротивление советских войск в районе Смоленска не позволило гитлеровскому командованию добиться решающего успеха на главном направлении удара на Москву. Ударные группировки врага были измотаны и понесли существенные потери. Докладывая в Ставку, командующий фронтом маршал С.К. Тимошенко писал: «Считаю, что боями этих дней мы совершенно расстроили наступление противника». И эта оценка была правильной, потому что 30 июля группа немецких армий «Центр», наступавшая на Москву, получила приказ перейти к обороне.
Переход немцев к обороне на главном направлении удара показал, что их расчёты на «молниеносную войну» и деморализацию Красной Армии оказались несостоятельными. Наоборот, они столкнулись с таким сопротивлением и понесли такие потери, которых они не знали, воюя в Западной Европе. За месяц войны немцы потеряли более 100 тыс. солдат и офицеров, 41% первоначальной численности танков, почти 1300 самолётов. Начальник штаба немецкой армии фельдмаршал Кейтель 25 июля 1941 г. вынужден был признать, что глубокие оперативные танковые охваты, которые были успешны на Западе из-за слабой воли противника к сопротивлению, «по отношению к русским… не приводят к полному успеху; русские то и дело, нанося крупными силами удары по нашим охватывающим флангам, сковывают силы, уклоняясь от окружения и полного уничтожения. Танковые войска, представляющие особую ценность, несут в результате фланговых ударов противника большой урон».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!