Tweet |
Кадр из фильма "Habemus Papam" |
Моретти – наверное, самый знаменитый итальянский режиссер из ныне живущих, он обладатель «Золотой пальмовой ветви»; главную роль в его новой картине исполняет ветеран европейского кино Мишел ь Пикколи. Слова, вынесенные в заглавие, «Habemus Papam» – это официальная формула, которую объявляют с балкона собора Святого Петра в Ватикане сразу после состоявшегося избрания главы Римо-Католической Церкви.
Сюжет картины вкратце таков. После провозглашения Римского папы вдруг оказывается, что понтифик не готов взять на себя бремя ответственности. Вначале он не выходит к многотысячной толпе, ждущей его благословения, а потом и вовсе сбегает из Ватикана. Тем временем кардиналы, которых не выпускают наружу до завершения процедуры инаугурации, начинают развлекаться кто как может – перебрасываются в картишки, обмениваются сплетнями, а потом и вовсе, по инициативе приглашенного психоаналитика, также оказавшегося в заложниках, устраивают грандиозный турнир по волейболу. Потому что «вышибалы», предложенные одним из членов конклава, по тонкому замечанию доктора, «устарели уже лет как 50». Психоаналитика, кстати, играет сам режиссер.
Кадр из фильма "Habemus Papam" |
Сбежавший Папа с французской фамилией Мельвиль наконец возвращается и произносит-таки свое « urbi et orbi». Его отказом от избрания и заканчивается фильм .
В Италии картина наделала немало шуму. Ведь в ней всячески подчеркиваются человеческие слабости «князей Церкви» - что называется, « nihil humani…» и прочее, у самих рыльце в пушку. Они едят, пьют, болтают, завидуют, интригуют, развлекаются – впрочем, вполне невинно. Но облачившись в священные одежды, вызывают только благоговейный трепет.
Именно этого не хочет новоизбранный Папа – играть предписанную роль, лицедействовать без внутренней убежденности. Апофеозом этой метафоры становится сцена в театре, достойная великого Феллини.
Кадр из фильма "Habemus Papam" |
Главный герой, при всех его колебаниях и неуверенности, вызывает только симпатию и уважение. Все-таки надо иметь особое мужество, чтобы в подобных обстоятельствах признать свою слабость. Тем более что «поставление в Папы» предполагает провозглашение его безгрешности, пусть и ex cathedra . А тут вдруг такой скандал на этой самой кафедре.
Создатели картины не избежали обвинений в клевете, особенно в родной Италии, хотя постоянно подчеркивали, что сюжет полностью вымышлен. Впрочем, в фильме упоминается «озабоченность Саркози», есть и другие приметы дня сегодняшнего. Да и потом, чисто теоретически, разве не может подобное произойти в реальности? Другое дело, что такой оборот событий подрывает саму основу католицизма, который покоится на непререкаемом авторитете Папы и его «божественных полномочиях» …
Кадр из фильма "Habemus Papam" |
Совершенно иначе решалась подобная коллизия в недавнем оскароносном и действительно потрясающем фильме Тома Хупера «Король говорит». Там монарх, который не мог справиться с заиканием, находит в себе силы – с помощью гениального доктора, – чтобы преодолеть свое малодушие и застенчивость и совершить то, чего ждет от него Англия. В судьбоносный момент истории именно слова короля играют решающее значение для сплочения народа перед лицом войны.
Однако Папе Мелвилю не нужен ни логопед, ни психоаналитик – его проблема в том, что он не верит в собственное служение, в свою собственную миссию. Это скорее трагедия веры, чем паралич воли. Да, он честен перед собой и имеет мужество быть честным перед миллионами, которые ждут его слова. Но эта честность означает – «неладно что-то в датском королевстве »…
А мы уверены, что этот фильм посвящен только Католической Церкви?
Tweet |
Вставить в блог
Несостоявшийся Папа1 июля 2011
|
Поддержите нас!