Tweet |
На занятиях в Летнем Библейском Университете, 2010 год |
- Отец Александр, как возникла идея создать Летний Университет?
- Вообще, я давно занимаюсь работой с молодежью, начал еще до того, как стал священником, и всегда считал это необходимым. У нас на приходе храма Преподобного Серафима Саровского в Раеве есть группа молодых людей, с которыми мы собираемся еженедельно по пятницам. Эти собрания называются «Вечеря». Обсуждаем разные вопросы, организуем социальную деятельность, ездим в походы.
На наших собраниях мы регулярно касались вопросов толкования Священного Писания и стало понятно, что молодежь этими вопросами активно интересуется. Но есть вопросы сложные, спорные. Они возникают не только на наших встречах, но и, например, в дискуссиях в блогах и интернет-форумах. Разъяснить эти вопросы могут помочь только специалисты, профессионалы.
На занятиях |
Так что, с одной стороны, надо было организовать молодых людей, с другой – собрать тех, кто мог бы грамотно и профессионально рассказать об изучении Священного Писания. Понятно, что лучше всего было делать это в форме каких-то регулярных встреч, а еще лучше – некоего общего курса, который мог бы служить для них своего рода введением в библеистику, тем более, что ресурсы для этого есть.
Первоначально мы дали объявления по дружественным молодежным организациям разных приходов, и собралась группа заинтересованных ребят.
Сам я – преподаватель кафедры Библеистики Московской духовной академии. Ее сотрудники – мои друзья, многие молодые преподаватели – мои ученики. И я сказал им: «А давайте устроим для студентов Летний Библейский Университет?» - Давайте.
Так собрался первый Летний Библейский Университет в прошлом, 2010-м году.
Он проходил с 28 июня по 9 июля, то есть примерно в то же время, что и в этом году. Время мы выбрали, как нам показалось, наиболее удобное для студентов: с одной стороны, они уже сдали сессию, с другой – еще не успели разъехаться на каникулы.
К тому же он приходится на Апостольский пост, заканчивается перед праздником апостолов Петра и Павла. В этом тоже есть очень большой смысл, потому что наш Летний Университет исполняет и миссионерские задачи, это проповедь Слова Божия, то есть как раз то, чем занимались апостолы.
Когда я размышлял об идее Летнего Университета, то понял, что обращение именно к текстам Священного Писание хотя и необходимо и, как кажется, естественно для христианина, однако сегодня недостаточно распространено среди православных христиан, и это большое упущение.
На занятиях |
Мы довольствуемся преданием и зачастую забываем о том, что Священное Писание – неотъемлемая часть предания. Очень забавные диалоги иногда происходят. Несколько лет назад во время одной из конференций в Даниловом монастыре мы стояли и беседовали с одним священнослужителем, преподавателем. К нам подошел интересующийся господин и спросил, как истолковать какое-то место из Священного Писания ( сейчас уже не помню точно, какое). Не успел я открыть рот, как мой собеседник, подчеркиваю, священник и преподаватель, ответил: «Мы, православные, в отличие от протестантов Священное Писание детально так не знаем, а только в общем». После этого я уже просто не смог ничего сказать, так как лишился дара речи на несколько минут.
А ведь если посмотреть на святоотеческое отношение к текстам Священного Писания, оно совершенно иное. Большая часть творений святых отцов – это экзегеза, толкование Священного Писания. Посмотрите, к примеру, на корпус святоотеческих текстов изданных в «Патрологии» Миня! Обычно изучается полемические трактаты, но ведь реально большая часть текстов – экзегетические!
Исторически, начиная с апостольских времен изучение Священного Писания и любовь к чтению Священного Писания считались необходимыми качествами для кандидатов в духовенство! Это же все говорит об определенном отношении!
- И апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея, чтобы тот поучался Писанию…
На занятиях |
- Да. В Послании к Тимофею апостол Павел говорит о Ветхом завете, но тем не менее: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. При том же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14-15)
Вообще ведь существует целая наука – библеистика. В годину гонений православная библеистика пребывала не в лучшем состоянии, но сейчас постепенно развивается и уже достигла определенных результатов. К сожалению, она известна только узкому кругу специалистов и интересующихся мирян, а для большинства представляет какую-то загадку.
Есть необходимость популяризировать ее для пользы и, в первую очередь, для здравия Церкви, и это также – цель нашего Летнего Университета.
- А откуда у нас такое невнимание к Священному Писанию?
- В Русской Церкви любовь к богословскому знанию, к сожалению, не очень велика. В числе прочих ересей Иоанн Дамаскин упоминает и гносеомаию – борьбу против знаний. Похоже что в каком-то виде у нас она присутствовала.
В России поздно сложилась богословская школа. В ней просто не видели необходимости: по спорным вопросам предпочитали обращаться в Константинополь. Так продолжалось до его падения в 1453 году. Это привело к не очень хорошим последствиям: поздно была осознана необходимость регулярного богословского образования, что уж говорить о просвещении народных масс…
И дело ведь не только в Писании. Скажите, а догматику у нас хорошо знают? А святоотеческие творения?
- Ой…
- Вот так и напишите в интервью: «Ой». И это будет правильно. У нас сплошной «ой» и получается. Популярно представление, что можно и без этих знаний спастись. Главное –поститься, молиться и смиряться. Но на самом деле многочисленные уклонения происходят от дремучего невежества – незнания Священного Писания, канонов Церкви, святоотеческих творений. Многие уродства нашей обыденной церковно-приходской жизни проистекают из того, что мы не обращаемся к наследию нашей Церкви, к нашей традиции в ее чистом виде, к первоисточникам.
- Но ведь сегодня в книжных лавках можно купить самые разнообразные толкования, комментарии к Священному Писанию…
Иерей Александр Тимофеев со студентами ЛБУ |
- Да. Но это не всегда решение проблемы. Книг, действительно, немало, но в России изданием популярных книг по библеистике занимаются в основном протестанты или околопротестантские группы, светские библеисты… в общем, едва ли не кто угодно, но только не православные. И довольно большое количество людей, просто интересующихся Писанием, и даже священников, которые получили плохое богословское образование, черпают знания из текстов, которые принадлежат иной, не православной традиции. Но это же парадокс: православный священник или мирянин узнает о Священном Писании от протестантов или от неверующих! Некоторые прочитав пару современных книг даже оскудевали в вере. По этому вопросу была широкая полемика в этом году в Интернете. Стало очевидно, что незнание православной научной библеистики приводит к печальным результатам.
Это еще одна причина, почему надо популяризировать православное изучение Священного Писания. Нужно сохранение собственных традиций изучения Писания, собственный контекст.
Но даже если у нас будут специалисты – богословы, священники, все равно останется проблема аудитории – у нас очень мало мирян по-серьезному интересуются библеистикой.
Вот сейчас обсуждается новый русский перевод Священного Писания. Но что толку в этих обсуждениях, если у нас и старый, т.е. Синодальный, не читают? Огромные усилия могут быть вложены в переводческую работу, но новый перевод станет не более чем еще одной книжкой, которая пылится на полке. Кто обратит на него внимание? Только те немногие, кто и так регулярно читает Священное Писание.
- Или те, кто занимается вопросами языка и перевода, потому что это их специальность.
- Да, но вот, кстати, еще одна тенденция – сведение библеистики к филологии, когда библейские тексты рассматривают как текст, как памятник литературы. То, что это живая история, свидетельство Церкви о Христе, выпадает из поля зрения. Но ведь это же редукционизм – низведение на более низкий уровень. Примерно то же самое, как если рассматривать живой организм только как совокупность происходящих в нем химических процессов или рассматривать явление жизни как совокупность химических реакций и механических движений. Но ведь это неверно. Целое больше суммы его частей!
Если мы говорим о православном подходе к изучению Писания, то он всегда подразумевает литургическое использование библейских текстов.
Ведь как определяли, подлинное Евангелие или не подлинное, а просто подписанное именами апостолов, когда составляли библейский канон? Определяли сличением текста с реальной жизнью Церкви, с опытом Евхаристии, опытом жизни во Христе. Христос Который есть Глава Церкви, реально и пребывает в ней. Соответственно, тот образ Христа, который содержится в опыте Евхаристии, и тот, который содержится в текстах Писания, должны соответствовать и взаимодополнять друг друга. Ведь апостолы писали свои послания с тем, чтобы передать новообращенным христианам свое знание о Христе, которое они имели как копыт Евхаристии. С другой стороны, в соответствии с опытом Евхаристии проверялась подлинность писаний. Гностические тексты вы легко определите даже не будучи специалистом, с первых строчек. Скорее ученые будут путаться, пытаясь определять точную датировку текстов, делая текстологический анализ… А христианин интуитивно почувствует, что это не то, что он не соответствует тому образу Христа, который он знает из опыта Евхаристии. А это уже свидетельство Духа Святого, Который пребывает в Церкви. Евангелия написаны в Церкви. Церковь — хранительница Откровения. Следовательно, она первейшая и главная его истолковательница.
В усадьбе "Свиблово" |
- Много народу пришло в Летний Университет в прошлом году?
- Всего в списках числилось 30 человек, регулярно на лекции ходили около 20. Остальные, видимо, не успевали посещать все занятия из-за работы. В первую неделю занятия проходили в коттедже недалеко от Сергиева Посада, во вторую – в усадьбе «Свиблово». В этом было затруднение: не всем было удобно ехать на лекции в Подмосковье, особенно тем, кто работает, поэтому в этом году мы решили все занятия проводить в Москве, на территории Троицкого Патриаршего подворья в усадьбе «Свиблово». Настоятель подворья о.Сергий Киселев (наш благочинный) нам помогает в проведении Университета, предоставляя прекрасные помещения. Я бы хотел сделать акцент не на количестве учащихся, а на качестве подготовки.
- Как будет выстроен курс лекций в этом году? Планируется изучать и Ветхий, и Новый завет?
- Да. Мы стремимся показать систему науки. Изучается герменевтика Священного Писания (т.е. наука о толковании), исагогика (вопросы авторства, происхождения текстов, хронологии и т.д.), библейская археология, даются примеры экзегетики, освещаются вопросы соотношения современной науки и толкования Писания, отдельно будем разбирать сложные богословские вопросы. Будем проводить семинары по методам изучения Священного Писания в приходских условиях. Кроме того, обычно дарим ребятам литературу по изучению Писания, награждаем по результатам тестов.
Для тех, кто отучился в прошлом году, предусмотрен второй уровень лекций, более глубокое изучение того, чем начали заниматься прошлым летом. Будет даваться введение в изучение древних языков.
- Чего лично Вы ждете от Университета?
- Привлечь всех интересующихся, дать им возможность послушать специалистов, пообщаться со специалистами, выделить группу тех, кто будет более серьезно изучать Писание и впоследствии помогать священникам на приходах.
В храмах есть библейские кружки, но по сути заниматься ими, кроме священников, некому. А священники и так сильно загружены, поэтому им нужна помощь образованных мирян. У нас есть ПСТГУ, который готовит миссионеров, катехизаторов. Но обучение занимает несколько лет и далеко не у всех есть возможность пройти полный университетский курс.
В нашем же Летнем Университете мы хотим дать общее представление об изучении Священного Писания. За 10 дней не станешь специалистом, но можно узнать для себя много полезного и увидеть какую-то новую перспективу.
Во время перерыва. Усадьба "Свиблово", 2010 год |
Занятия у нас проходят интенсивно, с утра, с 9 до 14 часов - лекции, вечером, с 18 до 20 – семинары. Днем мы делаем перерыв, чтобы слушатели могли отдохнуть и сходить где-то перекусить. Обычно идут к друзьям, которые живут близко. Конечно, можно было бы устроить что-то вроде столовой, но мы решили этого не делать. Наш Университет – бесплатный, специально чтобы студенты, у которых не так много свободных денег, могли беспрепятственно посещать занятия. Столовую нужно было бы как-то оплачивать, это был бы уже совсем иной уровень расходов, а нам не хотелось и не хочется брать деньги со студентов.
А прийти на занятия может любой, никакой предварительной записи не требуется, если есть желание. Можно отправить письмо с сайта кафедры библеистики www.bible-mda.ru там есть страничка посвященная Университету.
- В обычном Университете студенты пишут контрольные и проверочные работы, а у вас?
- Мы делаем тесты. Например, на знание Священного Писание, на усвоение курса. Эти работы писали хорошо.
В прошлом году я просил также написать некую работу по итогам Университета – что-то вроде реферата для более глубокого ознакомления с одним из предметов, который больше всего понравился. Сначала речь шла о 30 страницах, потом я сдался и сократил требования до 10. Но я не стал спрашивать строго, сейчас, наверное, буду по-другому.
- Есть ли какие-то результаты учебы в прошлогоднем Летнем Университете?
Занятие по древнееврейскому языку |
- Конечно! Например, после прошлогоднего Летнего Университета четверо наших ребят стали заниматься древнееврейским языком, за год прошли учебник и к весне читали псалмы на древнееврейском. Кто-то пошел заниматься на курсы иврита на филологическом факультете в МГУ, где преподает заведующий нашей кафедрой отец Леонид Грилихес.
В дальнейшем мы будем формировать группы, например, по изучению древнегреческого языка.
Tweet |
Вставить в блог
В Москве откроется Летний Библейский Университет24 июня 2011
|
Поддержите нас!