Tweet |
Думаю, если бы этот уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс был создан сегодня, он бы произвел большое впечатление. Что же говорить о XVII веке, когда люди не обладали доступной современным строителям и дизайнерам техникой?
Чтобы точно воспроизвести места, связанные с жизнью Спасителя, патриарх Никон отправил ученого иеромонаха из Троице-Сергиевой Лавры в Иерусалим и велел привезти оттуда необходимые для строительства чертежи и планы. Чертежи эти делались не на компьютерах, а вручную, при свете солнца или свечи. Строительные работы шли медленно, и сам Патриарх принимал в них участие, помогая простым рабочим таскать мешки. Но Никону не удалось довести строительство до конца. Он был сослан в Ферапонтов монастырь как простой монах. Царь Федор Алексеевич в 1679 году велел продолжить строительство и вернуть Патриарха из ссылки, но Никон скончался на обратном пути (его гробница находится в Воскресенском соборе). Сооружение монастыря закончилось только при Елизавете Петровне. В 1941 г. солдаты гитлеровской Германии взорвали обитель. Сейчас монастырь восстанавливается.
Возникает вопрос: зачем нужно было тратить столько усилий на постройку Нового Иерусалима? Конечно, не для того, чтобы поразить людей. Святая Земля была и остается особым местом для христиан. Чтобы добраться туда, паломники шли пешком не один месяц. Кто-то дойти не мог, а так хотелось прикоснуться к этой великой святыне!
Уже с XV века у паломников, путешествующих во Святую Землю, начали возникать трудности из-за притеснений сарацин (мусульман). Кроме того, ко времени правления Алексея Михайловича на Руси утвердилась идея о том, что она - единственное православное царство, которое хранит предание восточного Православия (Константинополь в 1453 году. взяли турки), а потому имеет право иметь подобие Святой Земли у себя. Есть мнение, что один новгородский купец еще в XIII веке. вывез из Палестины плиту с Гроба Господня, и что часовня Гроба Господня в Новом Иерусалиме была построена специально для этой святыни.
От станции «Новоиерусалимская» до монастыря минут 15-20, Перед ним надо перейти Истру. На мосту встретились двое рабочих. Один из них сказал «Салям Алейкум», будто мы и правда стояли на Святой Земле, а рабочие были мусульманами, которые шли из мечети, возвышающейся над Иерусалимом.
Центр обители - Воскресенский собор, который приблизительно повторяет тот, что находится в Иерусалиме. Сначала в храме хотели сделать 365 приделов (по числу дней в году), в итоге ограничились 32-мя, которые устраивали в основном российские государи и государыни. Здесь находился единственный в мире 12-ярусный иконостас, украшенный золотом и драгоценными камнями.
Над часовней Гроба Господня - огромный шатер. Снаружи белые стены монастыря украшают разноцветные изразцы, которые делают его по-восточному нарядным. В монастыре, можно представить, как и где происходили евангельские события.
К югу от часовни Гроба Господня располагается подобие Голгофы. Церковь Рождества Христова символизирует Вифлеем. Перед Воскресенским собором - полуподземный храм Святых Константина и Елены, из которого ведет лесенка в храм, который освящен в честь обретения царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня.
Надвратная церковь освящена в честь Входа Господня в Иерусалим и, соответственно, символизирует ворота, через которые Спаситель въехал во Святой Город.
Ворота на противоположной стороне монастырской стены ведут в обширный парк - Гефсиманский сад. Истра здесь - Иордан, речушка - Кедронский поток, источник - Силоамская купель. На берегу Иордана-Истры стоит деревянный Крест, рядом люди спускаются по лесенке в реку и купаются.
Нельзя говорить о полном подобии Святой Земли, но ведь главная идея монастыря - не столько безукоризненно точно повторить внешний вид палестинских святынь, сколько перенести в Россию образы святых мест, дать почувствовать их атмосферу. Икона не является портретом. Задача иконописца состоит не в том, чтобы точно воспроизвести черты лица святого, а в том, чтобы передать образ человека. Так и этот монастырь. Недаром его называют «иконой Иерусалима».
Новоиерусалимский монастырь был и своего рода «учебным пособием» для тех, кто не умел читать. «Простые мужики, церковные сторожа, одетые в зеленые кафтаны, провожают по монастырю богомольцев, давая им свои немудреные объяснения о всех священных предметах, находящихся там или изображенных на стенах святых храмов, тем не менее такие объяснения заменяют для богомольцев целый курс по Священной истории Нового и, если хотите, Ветхого Завета, и этот курс даже не особенно религиозный слушатель будет помнить всю жизнь», - вспоминал митрополит Антоний (Храповицкий).
После поездки в монастырь остается совершенно удивительное чувство созерцания необыкновенной святыни, которая близко, но до нее нельзя дотронуться; создана для людей и существует без них; всем открыта и никому не доступна и настолько велика, что ты способен только безмолвно стоять перед ней с чувством, что никогда не сможешь на нее насмотреться.
Tweet |
Вставить в блог
Подмосковная Палестина30 апреля 2008
|
Поддержите нас!
Да простит меня автор этой фотокарточки, но просто нельзя не дать на ее ссылку.
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2664792&ref=section&refid=7
С уважением!