rss
    Версия для печати

    Освящен Большой зал Московской консерватории

    10 июня Большой концертный зал Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского был освящен после масштабной реконструкции. Чин освящения совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), который учился в этом ведущем музыкальном вузе страны, а сейчас входит в состав его попечительского совета.

    Большой зал консерватории, один из самых известных концертных залов мира, открыл свои двери любителям музыки в 1901 году. Он был построен по проекту архитектора Василия Загорского на месте усадьбы княгини Екатерины Дашковой. От прежнего дома XVIII века сохранился фасад и полуротонда, которая стала символом Московской консерватории наряду с памятником Чайковскому.

    Большой зал, который вмещает в себя более 1700 зрителей и где находится один из лучших органов мира парижской фирмы «Кавайе-Коль», нуждался в реконструкции уже давно. Более чем через сто лет после своего открытия он был впервые закрыт на капитальный ремонт. В 2010 году начались восстановительные работы по усилению фундаментов здания, замене инженерных коммуникаций, реставрации фасадов, кровли, исторических интерьеров, предметов мебели, декоративно-прикладного искусства, картин… И вот, по христианской традиции, обновленную консерваторию было решено освятить. Так и получилось - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после принятия общего решения Попечительского совета, который собирался 6 июня.  

    Молитва о благополучии дома музыки была произнесена перед витражом с образом святой римской мученицы Цецилии, покровительницы музыкантов, в фойе партера – витраж этот был также восстановлен в ходе реконструкции. Он был уничтожен во время бомбежки Москвы в 1941 году.

    Сегодня витраж воссоздан и идентичен прежнему – тому самому, что был подарен консерватории Северным стекольным обществом Санкт-Петербурга, некогда известного по всей России. Как пояснила реставратор Анастасия Володина, абсолютное восстановление витража стало возможным благодаря сохранившимся обмерным чертежам и образцам прежних витражных стекол, а также фотографиям разноцветного полотна.

    После освящения митрополит Иларион обратился ко всем присутствующим со словами поздравления. В честности, владыка отметил символичность присутствия образа святой Цецилии в фойе Большого зала:

    - Концертный зал, где исполняется классическая музыка, как например произведения Баха, посвященные Богу, - это не просто место для концертов, но своего рода храм, где совершается священнодействие, когда человеческие голоса и голоса музыкальных инструментов воспевают хвалу Богу.

    Классическая музыка, по мнению митрополита Илариона, возвышает и очищает душу, изменяет ее к лучшему. Музыку высших сфер играет на некоем музыкальном инструменте и римская мученица, изображенная в окружении ангелов.

    В дар консерватории митрополитом Волоколамским была передана икона святой Кикилии Римской с частицей ее мощей. С благоговением и благодарностью ее принял ректор консерватории Александр Соколов.

    В Большом зале консерватории после освящения был устроен небольшой концерт – хор под управлением Бориса Тевлина исполнил произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова.

    Борис Григорьевич Тевлин, профессор консерватории, посвятивший всю свою жизнь музыке и помнивший гонения на все, что было связано с религией, не мог когда-то себе представить, что Большой зал будет освящен, а витраж со святой Цецилией восстановлен. Стоя на сцене, он не переставал восхищаться неизменно великолепными акустическими свойствами во многом обновленного помещения…    

    Об уникальной акустике Большого зала Московской консерватории говорил и митрополит Иларион:

    - В Большом зале удивительная, живая акустика. Это очень большой зал, но даже одинокий голос или одинокий инструмент здесь прекрасно слышен - он наполняет собой все пространство. С другой стороны, самый крупный симфонический оркестр при самом громком звучании никогда не оглушает слушателя.

    В московской консерватории не раз исполнялись музыкальные произведения владыки Илариона. Как сам он рассказал журналистам, в стенах Большого зала звучали «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею» и другие его сочинения. Будем надеяться, что вскоре ценители музыки смогут услышать новое произведение митрополита Илариона в лучшем концертном зале России. 

    Вставить в блог

    Освящен Большой зал Московской консерватории

    Освящен Большой зал Московской консерватории

    11 июня 2011
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Вера Розина, Москва7.02.2012 21:09 #
    "Об уникальной акустике Большого зала Московской консерватории говорил и митрополит Иларион: - В Большом зале удивительная, живая акустика. Это очень большой зал, но даже одинокий голос или одинокий инструмент здесь прекрасно слышен - он наполняет собой все пространство. С другой стороны, самый крупный симфонический оркестр при самом громком звучании никогда не оглушает слушателя". Витраж для музыкального зала - вещь третьестепенная (тем более что совершенный новодел). Показательно то, что в статье об открытии главного музыкального зала Москвы и России нет ни слова о том, что теперь стало с его акустикой. Приводятся слова митрополита о том, какой звук был ДО "реставрации". Сейчас орекстр давит, голоса разных инструменов плывут, сливаются, создается иногда невыносимый звук. Высокие ноты звучат резко, пронзительно. Форте слушать невозможно. Часть нот звучит глухо. Компенсировать некомпетентность строителей (не повораичается рука написать - реставраторов)попытались, повесив по центру над сценой (под Рубинштейном) связку динамиков. В результате живой звук сливается с пропущенным через акустическую систему. Теперь на месте Большого зала у нас акустика Дома музыки. Прежний зал что-то такое делал со звуком: форте облагораживал, а любой тихий звук был отчетливо слышен. Помню, как голос скрипки, еле слышный (Кремера), жил и тихо исчезал под его сводами, словно растворялся в небесах. Как можно было допускать третьестепенных специалистов до зала, который создавался замечательными мастерами и знатоками-акустиками! Как горько, что погублен один из лучших музыкальных залов мира!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru