Tweet |
«Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам более, чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее, от ее лица и для будущих поколений ее творческую идею», - пожалуй, живи в наше время Иван Ильин, замечательный русский философ, он бы именно с этих своих слов начал выступление на XV Всемирном русском народном соборе, посвященном определению базисных ценностей, которые могут консолидировать те народы, которые живут на территории страны, называемой официально Российской Федерацией.
Открыл Собор Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который говорил практически о том же. Он напомнил высокому собранию – духовенству, политикам, культурным и общественным деятелям, которые собрались 26 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, о кризисе ценностей и моральных ориентиров, который пережили наши соотечественники в 1990-х годах: «Выражаясь академическим языком, трансляция ценностей старшей части народа новым поколениям в значительной мере прервалась. Нельзя сказать, что она прервалась полностью — тогда бы мы имели исторический коллапс. К счастью, нам удалось этого избежать. Но это не означает, что сегодня не существует опаснейших вызовов, которые способны надломить трансляцию этих базовых ценностей.
После сложных 1990-х годов общество оказалось расколотым по социальному, национальному и политическому признакам. Однако сегодня мы видим явное повышение внимание и государства, и активных слоев общества к ценностной сфере. Люди все больше понимают: если нравственный идеал передается от поколения к поколению и если нравственный идеал ограждается от разрушения, то это становится гарантией жизни просвещенного общества и процветающего государства. Убежден, наступает время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти объединение вокруг ценностей, авторитет которых мог бы поддерживать само существование общества, страны и личности».
Патриарх опроверг долгое время считавшуюся святыней для нескольких поколений советских людей марксовские понятия «базиса» и «надстройки», ответив, что это была мировоззренческая ошибка. «Никакая экономическая система, равно как никакая политическая идеология не может быть базисом — она демонтируется самим временем, самой сменой эпох, и даже самые мощные системы, построенные на идеологически крепком фундаменте, не переживают жизни четырех поколений.
Базис нашего с вами бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции. Сложившаяся в ее рамках система ценностей разделяется большинством людей вне зависимости от существующего плюрализма. Только она может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития, ибо созданная этими ценностями система, может быть, неформальная, но реально существующая в исторической памяти, в мироощущении наших людей, разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих предпочтений».
О базисных ценностях, которые могли бы лечь в основание общенациональной идентичности, разговор шел задолго до проведения форума Всемирного русского народного собора, который является международной общественной организацией. Проводились консультации и дискуссии с основными политическими силами, с деловым сообществом, с профсоюзами. По итогам это работы был подготовлен проект «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности». Вот понятия, которые в него вошли: вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность.
На протяжении тех дней, пока проходили секционные заседания, пока обсуждались промежуточные итоги Собора в средствах массовой информации, словосочетание «базисные ценности» не сходили с уст церковных иерархов, видных политиков, общественных деятелей. О каждой из них можно говорить отдельно и подробно, но живое воплощение мира довелось узреть уже во время Собора.
Так, накануне открытия Собора с заявлением выступил один их организаторов партии «Правое дело» Леонид Гозман, который призвал Церковь быть жестче с властью и больше помогать слабым и обездоленным. Он заявил, в частности, о том, что ему и другим людям в нашей стране, «верующим и неверующим», хотелось бы «знать, что думает Святейший Патриарх об избиении защитников Химкинского леса и о мигалках, за ответственность власти за Кущевскую, за изуродованных в армии новобранцев, за этнический конфликт. Я бы хотел знать, что думает крупнейшая Церковь моей страны о бесчисленных дворцах и яхтах высших чиновников».
Эмоциональное, но корректное заявление политика, "атеиста и этнического еврея", как он сам себя позиционировал, не осталось втуне. Ему ответил Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела. В своем интервью «Интерфакс-Религии» он сказал: «Полагаю, что уважаемый сопредседатель “Правого дела” просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется “социальным служением" и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело”. По словам Владимира Романовича Церковь всю свою историю защищает слабых и принимает сторону обиженных. При это Церковь – это не партия, где каждому члену даются четкие указания, как поступить в тот или иной момент. «Церковь всегда выступала за справедливость и правду, но ее правда не может быть выборочной. Это не правда группы людей с определенными взглядами на политику или экономику, это Божья правда. А поэтому обличение порока должно касаться всех, кто этим пороком страдает: не только хозяев чиновничьих кабинетов, но и членов “золотой сотни Forbes” и вообще каждого из нас».
Владимир Легойда поблагодарил Леонида Гозмана за цивилизованное обращение к Церкви, нетипичное для представителей либеральных течений в нашем обществе…
***
Итак, итоговый документ Собора с перечислением прекрасных и емких понятий, которые могут объединить народы России, готов. Дело только за тем, чтобы слова эти обрели трехмерный формат и воплотились в жизнь. Как их актуализировать, воплотить в жизнь, пока неясно, но то, что ценности названы, само по себе вселяет надежду.
А еще надежду вселяет одна сказка, которую мне рассказывали два десятка лет назад в первых классах атеистической школы. Русская сказка про веник. Помните? По прутику сломать можно любой веник, а вот весь веник, целиком, не переломить даже через коленку при помощи недюжинной силы. Что и было неоднократно доказано – и во время решающих битв и больших освободительных войн, и в периоды иных народных бедствий. Зачем далеко ходить – вспомним прошлое лето и добровольцев на пожарах, тех, кто жертвовал средства погорельцам. Или тех, кто жертвовал деньги в помощь Японии…
Если перед лицом беды люди могут объединяться, причем жертвуя собой и помня о ближнем, вспоминая о добре и любви, значит, не все потеряно. И главное – напомнить об этом тем, кто управляет нашей странной и направляет ее в будущее. Ведь по слову Святейшего Патриарха, «важно… политический, экономический, социальный, мировоззренческий плюрализм связать с базисными ценностями — чтобы машина в разнос не пошла, чтобы свободное и эффективное действие личности и общественный дух имели бы все-таки некое общее стратегическое целеполагание».
Фото: Патриархия.ру
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!