Tweet |
По словам Его Святейшества, опыт организованной три года назад Пресс-службы Московской Патриархии свидетельствует о том, что формирование позитивного образа Церкви в светских СМИ не такая уж сложная и неразрешимая задача. Для ее достижения достаточно наличия церковной структуры, которая занималась бы налаживанием профессиональных контактов и предоставлением информации о жизни Церкви заинтересованным журналистам.
Одним из проявлений процесса постепенного воцерковления нашего общества является рост интереса к церковной жизни, отметил Патриарх. С каждым годом в СМИ публикуется все больше материалов, посвященных церковной тематике, растет их качество, однако «для самоуспокоенности нет причин»: «Несмотря на постоянные призывы священноначалия уделять особое внимание информационной деятельности, до сих пор эта сфера остается на периферии интересов многих епархий Русской Православной Церкви».
Высоко оценив работу ряда церковных СМИ — таких, как газеты «Церковный вестник» и «Православная Москва», журналы «Фома» и «Нескучный сад», интернет-порталы «Патриархия.ру», «Седмица.ру», «Православие.ру», радио «Радонеж», телеканал «Спас», еженедельная программа «Православная энциклопедия», — Святейший Патриарх подчеркнул, что одним из главных недостатков в организации информационной деятельности Церкви на сегодняшний день является то, что она в основном сосредоточена в Москве: «Несмотря на впечатляющие достижения информационных служб Нижегородской, Екатеринбургской, Саратовской и Тобольской епархий, тем не менее церковная жизнь российской глубинки остается практически неизвестной читателю, слушателю или телезрителю. Иногда голос епархиальных СМИ слишком тих, чтобы его услышали в других епархиях».
«Ни для кого не секрет, что мы на протяжении многих лет выступали с инициативой создания Общественного совета по нравственности на телевидении. И вот усилиями Клуба православных журналистов эта инициатива дошла до Совета Федерации, который решение задачи создания Общественного совета взял в свои руки. Информационная поддержка церковных инициатив — это еще одна насущная задача церковных журналистов. У нас есть сейчас над чем поразмыслить в ближайшие дни», — отметил Предстоятель, говоря об актуальных новостях российской журналистики.
В ходе пленарного заседания также выступили редакторы видных церковных и светских СМИ. Так, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин обратил внимание на то, что медийные проекты Церкви часто построены не на том, что нужно Церкви. Основными проблемами многих церковных СМИ по-прежнему остаются непрофессионализм и жесткая самоцензура их сотрудников. Часто епархиальные газеты и журналы представляют собой набор материалов о хронике архиерейского служения, перепечаток из Интернета и пересказов житий святых; последние бывают затвержены и отшлифованы настолько, что уже напоминают пресс-релизы крупных компаний, а не тексты Священного Предания. Кроме того, большим успехом пользуются деструктивные информационные проекты, направленные не столько на проповедь Православия и искренний рассказ о жизни Церкви, сколько на поиск внешних и внутренних врагов и борьбу с ними (такова, в частности, газета «Дух христианина»). Чапнин отметил, что основными задачами церковной журналистики являются постоянное повышение профессионализма и консолидация их сотрудников.
Выступление главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева было посвящено ситуации в современной России по сравнению с Россией 90-х годов. Отметив заметный подъем во многих областях жизни, он также обратил внимание на то, что ключевой проблемой государства было и остается образование, и здесь очень важна та роль, которую в обществе играют СМИ. Говоря об их состоянии, Фадеев подверг критике сам принцип «работы на рейтинг». «Мы хотим заработать очень много денег любой ценой», — заявил главный редактор «Эксперта», говоря об уровне многих программ на центральном телевидении.
Ту же тему продолжил в своей речи заместитель генерального директора ВГТРК Сергей Шумаков, сказавший, что для православного журналиста сейчас главное — «как быть услышанным». Вспомнив об успехе фильмов «Остров» и «Гибель империи. Византийский урок», Шумаков сказал и о важных их чертах: актуализации исторических событий, открытом обращении к аудитории и вовлечении зрителя в переживание изображаемых событий. «Невозможно построить жизненный опыт заново», — заметил продюсер, говоривший о смысле религиозного воспитания читателей и телезрителей.
Острые проблемы современной журналистики затронул и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Он подчеркнул, что если 90-е годы были для нашего общество «эрой недоверия», то нынешнее время стало «эрой равнодушия», и возможность разговора о Православии теперь сильно затруднена. Кроме того, в православных СМИ существуют явные проблемы: их идентичность больше культурная, чем религиозная, в центре внимания часто вовсе не Основатель Христианства, а что-то другое; кроме того, нет концептуальных православных изданий, нет широкой сети распространения, а задача создания качественных СМИ не стала главной. Здесь очень важно единодушие и взаимоуважение православных журналистов: «Мы не должны критиковать своих коллег», — подчеркнул Легойда.
В выступлении директора Синодальной библиотеки протоиерея Бориса Даниленко была освещена проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков. «Единственным универсальным институтом всегда была общеобразовательная школа», — заметил отец Борис, сказав, что русская школа всегда оставалась по существу христианской. Введение основ православной культуры — это насущный вопрос, о котором можно и нужно говорить, несмотря на сопротивление оппонентов и зачастую искажение позиции Церкви; особо важно то, что эта дискуссия была начата «снизу», рядовыми прихожанами и клириками, а вовсе не священноначалием.
Поблагодарив выступавших и подчеркнув актуальность всех затронутых тем, Святейший Патриарх в свете полемики последних месяцев упомянул о важности для всех нас проблемы косовского конфликта. «Принимают решения по Косову люди, которые никогда в Косове не были и не знают, что такое Косово для сербов», — подчеркнул Предстоятель, проведя при этом важную параллель между Косовым и Куликовым полем: «По-сербски "кулик" — "кос"». Вопрос о создании Великой Албании – это настоящая «мина под Европу», ведь о своей независимостью в дальнейшем могут объявить албанские анклавы в Греции и других балканских странах.
Заключая свою речь, Святейший Патриарх Алексий выразил надежду на то, что открывшиеся курсы повышения квалификации помогут сотрудникам церковных СМИ обрести импульс для более активной работы и дадут конкретные результаты.
Напомним, что курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ епархий Центрального федерального округа, организованные Управлением делами Московской Патриархии совместно с Издательским Советом Русской Православной Церкви и Медиасоюзом при участии Издательского дома «Фома», продолжат свою работу в эти дни вплоть до 27 марта. Работу оргкомитета возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. В программе ― лекции и мастер-классы руководителей и ведущих сотрудников крупнейших российских СМИ, известных журналистов, специалистов в области информационной политики, социологии и маркетинга. Все занятия проходят в гостинице «Университетская» на Ломоносовском проспекте, где находится паломнический центр Московского Патриархата.
Использованы материалы сайта Патриархия.ру
Tweet |
Вставить в блог
Для самоуспокоения нет причин27 марта 2008
|
Поддержите нас!