Tweet |
Никола в житии. Начало XIV в. Государственный Русский музей | ||
Святитель Николай (ок. 345 г.), архиепископ Мир Ликийских, со своего рождения (в г. Патры в Малой Азии) явил славу свою: по преданию, младенцем при Крещении он простоял три часа…
С тех пор чудес его не исчислить: защита осужденных, спасение утопающих, спасение целого города от голода, сокрушение идольских капищ, защита Православия. Ревность его особенно проявилась на I Вселенском соборе, где он как воин Христов дал настоящий бой еретику Арию. Тогда православное учение еще оттачивалось, и отпор еретикам был очень важен. Достигнув глубокой старости, свт. Николай мирно отошел ко Господу в Мирах Ликийских. Вскоре после блаженной кончины нетленные св. мощи его стали источать целебное миро, а слава Николая-чудотворца достигла крайних пределов, где только были христиане.
Однако наиболее почитаем Николай Чудотворец стал на Руси, где множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Много чудотворных икон свт. Николая явилось именно на русской земле. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам великого угодника Божия. В каждой русской православной семье есть его икона. Даже счет времени русские вели по праздникам свт. Николаю: события повседневной жизни имели ориентиры от Николы весеннего (9 мая) и от Николы зимнего (6 декабря). А ныне свт. Николая считают исконно русским святым как в России, так и на Западе (где его почитание, впрочем, осталось лишь в Италии, в округе г. Бари, куда св. мощи были перенесены в 1087 г.).
Воинствующая Русь издревле считала святителя своим особенным небесным заступником, вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Лучше всего об этом свидетельствуют кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предкам и под панцирем. На многих из них изображен св. Николай вместе со св. Никитой, и некоторые из них найдены именно на полях прежних великих битв русских с врагами - с Батыем и с Мамаем.
Прекрасно характеризует нам надежду русского воинства на святителя также следующий обычай, соблюдавшийся в Московской Руси. В 9 или 10-м часу вечера, когда запирались ворота Кремля, стража стрелецкая начинала так перекликаться: «Близ собора Успенского часовой страж первый начинал протяжно и громогласно, как бы нараспев: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» За ним второй в ближнем притине возглашал: «Святые Московские чудотворцы, молите Бога о нас!» Потом третий: «Святый Николае чудотворец, моли Бога о нас!» Потом четвертый: «Вси святии, молите Бога о нас!» Пятый: «Славен град Москва!» Шестой: «Славен град Суздаль!» и так называли Ростов, Ярославль, Смоленск и проч. Потом первый опять начинал: «Пресвятая Богородица…» и т. д. Ясно видно, кого, наряду с Божией Матерью и Русскими угодниками Божиими, Русские воины считали своим защитником и покровителем».[1]
Наравне с немногими святыми — св. Иоанном Предтечей, бесплотными Силами и Апостолами Христовыми — Православная Церковь чествует одного свт. Николая не только в годовые, везде на Руси торжественные празднества 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно. В кругу недельного богослужения, наравне с ликами апостолов, со службами каждого четверга нераздельно связана и служба имени святителя и чествование его отдельными песнопениями, так что Церковь имеет три службы святителю: 6 декабря, 9 мая и седмичную (на неделе — Ред.). Так чествуется у нас память святителя с самого Крещения Руси.
«Правилом веры и образом кротости» называет его Церковь в песнопении. Русский народ свою любовь к святителю Николаю выразил в ласковом обращении — Угодничек.
[1] И. Снегирев. Памятники Московской древности. 1842-1845 гг. Снегирев Иван Михайлович (1793-1868)-профессор Московского университета, известный знаток московских древностей.
По книге Н.А. Фадеевой «Россия день за днем. Жития, события, судьбы...» Москва, 2005
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!