rss
    Версия для печати

    РОК-Н-РОК. Рубрика в рубрике

    Итак, рок-музыка. Многообразны точки зрения на этот предмет. Собственно, о чем идет речь, никто толком не знает. Все говорят и спорят «о своем». Вспоминается пословица «У семи нянек дитя без глазу». При этом каждая нянька имеет как свои методы воспитания, так и свои представления о счастливом будущем ребенка. Они все жаждут поучать. И никто не обратил внимания, что ребенок давно вырос. Культура состоялась, а значит подлежит осмыслению.

    Вернемся к точкам зрения. Крайняя из них: «рок-музыка — это сатанизм». Такое можно часто услышать от священников в силу возраста, принадлежности к поколению, никогда с рок-культурой не сталкивавшегося. Вся же информация об этом странном явлении берется из брошюрки Жан Поль Вожембаля «Корни рок-н-ролла». Такими же непримиримыми часто бывают пришедшие из музыкальной среды неофиты. Так как музыка — та область, где они чувствуют себя как рыба в воде, то неофитский пафос обличения обращается в первую очередь на нее. Слушать этих людей тяжело, спорить невозможно. Серьезный личный опыт мешается здесь с доморощенными богословскими выкладками, суевериями и чуть ли не с визионерством. В столкновении с этой группой людей нам приходили на ум два слова Гребенщикова: «Мы встретились с наукой дважды, я так и не понял, что делать с этим».

    Общим для подобных мнений является подсознательное стремление, всякое проявление жизни, рок-музыку в особенности, ставить в контекст понятий греха или добродетели. Искаженное понятие о благочестии не замедлит появиться как основной аргумент.

    Существуют также люди, для которых к культуре неприложима шкала ценностей «грех- добродетель». Для них культура имеет свои задачи и свои проблемы, более того, свои законы. На этом они строят и свои отношения с музыкой.

    Для публикуемого ниже письма характерно смешение нескольких точек зрения. С одной стороны, его пронизывает мысль, что «нет ничего плохого самого по себе», а музыка, искусство — область душевная. С другой стороны, цитируя апостола Павла, автор как бы требует от области душевной — плода духовного. Возможно ли это? В любом случае это хорошее начало для дискуссии, к которой мы и приглашаем читателя.

    Л. Ч.

    Письмо об искусстве вообще и рок-музыке в частности, и о том, как они соотносятся с духовной жизнью

    Здравствуйте, Владимир!

    Очень рад Вашему письму. Вижу в нем искренний поиск Истины. Слышу настойчивый стук в ту дверь, о которой говорит Св. Евангелие. «Стучите, и откроют вам».

    Попробую ответить на Ваши вопросы. Попытаюсь, с помощью Божией, помочь Вам разобраться в Ваших проблемах Начну с того, что в прошлом я тоже рок-музыкант, барабанщик и сочинитель текстов. В большой рок я, правда, так и не попал, но искренно любил и, думаю, понимал его. Особенно я любил «хард-рок» и «психоделический рок» Но это так, к слову.

    Я знаю несколько случаев, когда люди пришли к Вере через рок-музыку. Поэтому нельзя огульно обвинять весь рок. Однако в большинстве своем рок (особенно «металл») не полезен для духовной жизни Но есть и прекрасные вещи, чистые, лирические.. Есть много вещей неплохих, приобщающих человека к красоте, заставляющих задуматься над жизнью, возвышающих душу. Подобные вещи встречаются среди всех серьезных направлении музыки и вообще искусства. Один старец говорил, что в гениальных произведениях великих людей всегда звучит тоска по вечности, по чему-то высшему, неудовлетворенность ничем земным, поиск Бога Недостаток заключается только в том, что они не показывают, как достигнуть этого Высшего, и в чем Оно состоит, не открывают они пути к Богу Его открывает только Евангелие, только Церковь.

    Но духовным никто не становится сразу. Путь к духовности, к одухотворенности порой занимает целую жизнь. Цель конечная этого пути — Небесное Царство. «Небесное Царство внутри вас есть», — говорит Господь в Евангелии.

    О классической музыке есть высказывания Оптинских старцев (а это уже святой опыт Церкви). К примеру, старец Варсонофий советовал отдавать детей учить музыке, т. к. музыка развивает в человеке эстетическое чувство и делает его восприимчивым к откровению Божией Красоты, разлитой в мире. А через это, т. е. через сотворенную Богом красоту, которая есть только отражение красоты Божией, человек постигает и Самого Бога. Христианство вообще — есть религия красоты. Оно есть откровение этой Божией Красоты. Потому очень многие мыслители христианские говорили как Достоевский: «Христианство — это та красота, которая спасет мир». Есть дивные строчки, написанные святыми о Красоте Божией и о красоте Его творения. Например, «Небеса поведают славу Божию, творение рук Его возвещает твердь» (Библия). Сказавшему много добрых слов о музыке и искусстве Оптинскому старцу Нектарию принадлежат и следующие строки:

    «Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник — это человек, могущий воспринимать эти другим невидимые и неслышимые звуки и свет. Он берет их и кладет на холст, бумагу. Получаются краски, ноты, слова. Звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, картина — это гробница света и звука. Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит «воскрешение» смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем гордиться. Он делает только свою часть работы… Люди только убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют их. Большое искусство — слово убивающее и воскрешающее (Псалмы Давида), но путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника, это путь державы, и один из многих тысяч доходит до цели». А другой великий старец Оптины — Макарий сам умел и любил играть на скрипке.

    Все, что прекрасно, не удаляет от Бога, а, наоборот, приближает к Истине и Божеству. Преподобный Иоанн Лествичник, наставник монашества, живший в 4-м веке, говорит в «Слове о целомудрии»: «Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения (т. е. Радости), любви Божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства». (Лествица. Сл. 15, 60). А св. Златоуст говорит, что нет ничего плохого самого по себе, но все становится плохим или хорошим от того, как мы сами к этому относимся, какие чувства возбуждаются в нас. (См. Рим. 14, 14).

    «Дерево познается по плоду». Вот это уже впрямую приложимо к искусству, чтобы отличить подлинное от поддельного. Приложимо это и к року. У апостола Павла читаем: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Посл. к Галатам, 5, 22-23). Если бы Вы показали мне рок-музыку, приносящую подобные плоды-чувства в сердце слушающих, я бы никогда не сказал ничего против.

    Есть еще одна дивная вещь у Иоанна Лествичника: «Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовью к Богу и пролил источники слез. Поистине удивительное зрелище!» Но лично я такой чистоты не имею, поэтому смотреть на красивых женщин избегаю. Может быть, придет такое время, и я надеюсь, что оно все же придет, когда смогу вот также при виде прекрасной женщины прославлять ее Творца и за внешней красотой видеть красоту души.

    Видите, Владимир, наши мысли во многом сходны. А в том, что от Всевышнего исходит духовный свет, который пронизывает Веру и Церковь, а затем и искусство, и даже одухотворяем всю жизнь человека, старающегося жить по Евангелию, по Его заповедям строить все свои дела, я полностью с Вами согласен.

    Сегодня рок-музыку я не слушаю. И это не потому, что я все это отрицаю и считаю бесполезным и ненужным. Просто от того, что не хочется собирать тот дивный Свет по частицам малым, рассеянным то тут, то там. Во всей полноте Свет явлен нам в Евангелии и Церкви. И мне не хочется терять драгоценное время на то, чтобы отыскивать эти частицы. Св. Ириней Лионский говорит: «Апостолы положили в Церковь, как в некую сокровищницу, все необходимое и достаточное для спасения души, так что любой теперь может приходить и брать все, что ему нужно».

    Ежедневно я по нескольку часов бываю в храме. Там я могу слушать и петь сам прекраснейшие духовные песнопения. Тексты псалмов и молитв настолько глубоки и дивны, что иногда замирает дух и останавливаешься, чтобы полюбоваться небесным великолепием открывающейся тебе красоты и мудрости. Что может быть выше этого? А икона? Это же вообще шедевр! О. Павел Флоренский называл храм синтезом искусств. Но есть вещи и выше. Вот например, молитва. Слушая прекраснейшую сонату Моцарта, один священник сказал: «Прекрасная музыка!» Потом, помолчав, добавил: «Но музыка которая в нашей душе, — лучше». Он говорил о молитве. В молитве человек прикасается к Источнику нетварной Красоты.

    Но особенно высока Божественная Литургия! Говорю это, как священник, совершающий ее. Дивный пастырь св. Иоанн Кронштадтский говорит об этом: «Нет ничего лучше, святее, прекраснее Божественной Литургии».

    На этом заканчиваю. С любовью о Христе,

    о. С.

    Вставить в блог

    РОК-Н-РОК. Рубрика в рубрике

    25 января 1995
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru