rss

    Владислав Петрушко

    Печальная судьба могилы первопечатника
    Жизнь диакона Иоанна Федорова теснейшим образом была связана со Львовом. Здесь он печатал свои книги в типографиях при Успенском братстве и Онуфриевском монастыре. Здесь окончил свои дни и был погребен все в той же обители преподобного Онуфрия Великого. Увы, сегодня в городе, который великий первопечатник прославил своими трудами, вспоминать о нем не любят. Более того, здесь не только всячески вытравляют память о нем, но и совершили страшное надругательство над могилой человека, подарившего украинскому народу первую печатную книгу.
    Иезуиты в Речи Посполитой (окончание)
    В 1564 г. иезуиты впервые прибыли в Польшу, куда их пригласил кардинал Станислав Гозий, уроженец Вильны. Именно Гозий дал совет Виленскому латинскому епископу Валериану Протасевичу пригласить иезуитов и в Литву для борьбы с протестантами и православными «схизматиками». Иезуиты появились в Вильне после заключения Люблинской унии, в 1569 г. Первоначально в Вильно пришли пятеро иезуитов. В отведенном им епископом Протасевичем доме они уже в 1570 г. открыли коллегиум с гимназией при нем. Первым ректором коллегиума стал Станислав Варшевицкий — один из наиболее видных иезуитов Речи Посполитой того времени. Иезуиты быстро сообразили, сколь успешно можно использовать стремление шляхты к образованию в своих прозелитических целях. В самые короткие сроки иезуиты развили в Литве колоссальную деятельность. Их число быстро росло. Протасевич покупал для них новую недвижимость и дарил им земельные владения.
    Иезуиты в Речи Посполитой (начало)
    В Польше и Литве в середине -2-й половине XVI в. широко распространяется протестантизм. Учение Лютера и Кальвина проникает сюда в основном из германских городов Пруссии и Прибалтики, где былые земли католических Тевтонского и Ливонского Орденов в короткий срок становятся средоточием протестантизма. Король Сигизмунд I принял довольно решительные меры для обуздания реформации в Польше: была запрещена литература протестантов, польским юношам воспрещалось учиться в германских университетах, против обратившихся в протестантизм применялись суровые меры для возврата их в лоно католической церкви.
    «Москва — Третий Рим»
    Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва — III Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а несколько позднее — и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru