rss

    Вопросы настоятелю / История

    Почему отпевали Пушкина, если погибших на дуэли не отпевают, как и самоубийц?

    Слышал в передаче на "Радонеже" от прот. Дмитрия Смирнова, что самоубийц и людей, погибших на дуэли, Церковь не отпевает. Почему тогда отпели А. С. Пушкина, умершего вследствие дуэли? Я понимаю, что он раскаялся, но ведь все равно Церковь говорит, что не отпевает таких людей.
    Роман
    массовщик
    Москва
    27 апреля 2010г.

    Уважаемый Роман, действительно, правило Тимофея Александрийского говорит о запрете на отпевание самоубийц. К таковым в 19 веке относились и люди, убитые на дуэли, поскольку они сознательно шли на поединок, целью которого было лишение жизни его участников. Церковь таковые поединки всегда осуждала. Именно поэтому в 1837 году митрополит Санкт-Петербургский Серафим был противником отдания полных погребальных почестей умершему поэту, не участвовал в его отпевании. Из многочисленных воспоминаний нам известно, что Пушкин успел раскаяться в содеянных грехах и приобщиться Святых Христовых Таин перед смертью. Не следует также забывать и о духовном переломе в последние годы жизни поэта, когда он начал раскаиваться в своей прежней часто далекой от христианства жизни. В ответ на Ваш вопрос приведу слова из проповеди преосвященного Никанора (Бровковича), архиепископа Херсонского и Одесского, произнесенной им в 1887 через пятьдесят лет после смерти поэта: «Другой вопрос, имеем ли мы право молиться за него [Пушкина]? Родился он христианином; жил хотя и полухристианином, но умер христианином, примиренным с Богом и совестью и Христовой Церковью; умер кающимся сыном Отца Небесного; умер в муках наложенного им на себя креста, как и евангельский разбойник умер на заслуженном же им кресте, с воплем покаяния и веры и надежды внити в рай вслед за Самим распятым Спасителем».  

    Рекомендую Вам также посмотреть фильм Михаила Михайловича Дунаева «Духовный подвиг Пушкина», который рассказывает именно о примирении великого поэта с Богом и совестью после дуэли.

    В целом же можно сказать, что Церковь верит в прощение грехов, в которых мы каемся и об оставлении которых Бога просим. Нет греха, который бы побеждал милосердие Божие, если мы успели в нем покаяться. Это относится в том числе и к дуэли. Если человек погиб на дуэли, не успев покаяться, это одно. Если он у Бога прощения испросил, то помянем ли мы ему то, что Бог ему  оставил?

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru