rss

    Вопросы настоятелю / История

    Правда ли, что войска Наполеона были большей частью атеистичны?

    Недавно увлеклась движением военно-исторической реконструкции времен наполеоновских войн. Про роль различных церковных конфессий в жизни российской армии я что-то смогла найти, а с французской армией все очень неясно. Помогите, пожалуйста, найти информацию об истории христианства конца XVIII — начала XIX вв. (Европа, Франци), взаимоотношениях Церкви и империи Наполеона. Правда ли, что войска Наполеона были большей частью атеистичны?

    Где можно найти информацию об истории церковной одежды (католическая Церковь той эпохи.)?

    Екатерина
    12 марта 2003г.

    Уважаемая Екатерина!

    Что касается армии Наполеона, то она, как известно, была многонациональна и различна по своим мировоззренческим установкам. Предположим, поляки, присоединившиеся к армии Наполеона во время вторжения в Россию, были, по большей части, католиками; немцы отчасти были протестантами. Но то верно, что, конечно же, сам Наполеон, его ближайшее окружение (как военное, так и правительственное, идеологическое) были люди, не связанные церковными христианскими установками. Их, наверное, нельзя назвать атеистами в прямом смысле слова, но, конечно же, они не были христианами в том смысле, в котором Церковь могла бы их опознать своими чадами. Это были люди, взращенные эпохой французской революции. Не якобинцы уже, конечно, но люди, пережившие в своей молодости ниспровержение католической церкви во Франции, попытку замены христианской религии новой просвещенческой религией, поклонением богине разума, что было предпринято при якобинцах в Соборе Парижской Божией Матери. И, конечно же, католическая церковь в это время во Франции еще не оправилась. Можно вспомнить, что и сама императорская коронация Наполеона проходила с очевидным насилием над тогдашним папой. По отношению к российским святыням галльские завоеватели чаще всего вели себя совершенно варварски, множество храмов и монастырей было разграблено, драгоценности, в том числе и ризы с икон, совершенно диким образом срывались и похищались, церковные, монастырские помещения использовались как конюшни или как склады. В этом смысле совершенно разительный контраст явила собой русская армия, когда вошла в Париж в 1814 году, о чем свидетельствовали все современники той эпохи.

    Что касается истории церковных облачений, то можно из новоизданных книг порекомендовать книгу А. В. Ваньковой и О. А. Родионова «Путеводитель по христианскому богослужению (православие, католицизм, протестантизм)». Там вы получите начальную информацию о богослужебных облачениях разных христианских конфессий.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru