rss

    Вопросы настоятелю / История

    Как православному христианину следует относиться к роли масонов в нашей истории?

    Как православному христианину следует относится к роли масонов в нашей истории?

    Сергей
    12 марта 2003г.

    Говорить о масонах в кратком или даже пространном ответе – это значит сложную проблему сводить до заведомо упрощающих подходов. Поэтому не ждите сейчас исторического разбора, но лишь выражения некоторой точки зрения, которую каждый может потом стараться подкрепить или опровергнуть на основании той или иной серьезной литературы.

    Мне кажется, нужно избегать двух крайностей. С одной стороны, абсурдно, антиисторично было бы отрицать существование тайных антихристианских обществ как в эпоху Средневековья (вспомним хотя бы переродившийся в явно антихристианском духе орден тамплиеров, или же вопиюще антихристианские общества альбигойцев на Западе, или ересь жидовствующих на Востоке, или богумилов в Византии), так и в более позднее время. Союз вольных каменщиков – это вполне реальная организация, как и розенкрейцеров, и доказывать, что их не было или что они занимались исключительно благотворительностью, значит отрицать реальные факты истории.

    Но при этом важно не впадать и в другую крайность — ту, которая сводит философию христианской истории к теории заговора при том, что главная роль в этом заговоре в Новейшей истории, а при некотором расширении и во всей человеческой истории, отводится масонам. В конце концов, то понимание домостроительства спасения, которое мы выносим из Писания и Предания, это понимание борьбы Христа и антихриста в сердце и душе человека, а не борьба масонов и немасонов в контексте реальной человеческой истории. Думается, переносить акцент нашего духовного внимания с первого на второе просто неполезно для нашего пути ко спасению. Не раз приходилось видеть, как человек, слишком увлеченный изысканием, разоблачением, опровержением масонства, претерпевал некоторую аберрацию своего духовного зрения, когда вещи, в общем-то, второстепенные, выводные и не слишком важные становились для него определяющими, а вещи, для христианина первостепенные, отходили на второй план. Поэтому я бы посоветовал уже в плане пасторской рекомендации трезво понимать, что антихристовы и в этом смысле антихристианские силы как на уровне отдельных личностей, так и на уровне организаций есть, были и будут в человеческой истории, понимать, что они находятся с нами по другую сторону баррикад. Но, с другой стороны, надо помнить и иное, что тот, кто Бога боится, тому некого больше бояться, как говорил блаженный Августин.

    И еще я бы призвал к сдержанности по отношению к разного рода газетным и публицистическим текстам на тему масонства. Если мы признаем масонов серьезной законспирированной организацией, утаивающей информацию о себе, то та легкость появления этой информации, в том числе и антимасонской, которая в таком количестве появляется на страницах самого разного рода изданий, побуждает думать, что это не серьезная организация. Если же мы остаемся на первой точке зрения, то нам остается усомниться в адекватности публикуемой информации. Так что вот к ней бы я серьезно прилепляться не советовал бы. В этом смысле сдержанно отношусь к книгам Платонова и Воробьевского.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru