rss

    Вопросы настоятелю / Священное Писание и Предание

    Почему в Ветхом Завете было можно и прощалось Богом то, что совершенно неприемлемо в Новом Завете, т.е. и в наше время, например инцест и многоженство?


    Прочла Ваш ответ девушке, которая полюбила двоюродного брата. В ответе было
    написано, что есть каноны Церкви, запрещающие кровосмешение. Почему же тогда в
    Ветхом Завете возможно было соитие отца и дочерей? И пошли от них великие
    народы. Это же был инцест, кровосмешение и нарушение всех христианских канонов.
    Или тогда ещё не было заповедей, и Бог это всё приветствовал, раз не покарал
    их? Более того, они опоили отца вином, т.е. обманом легли к нему. Дальше была
    смущена повествованием в Ветхом Завете об отсутствии детей у жены по имени Сарра,
    и она привела супругу служанку, что теперь приводит в ужас и негодование нас, как
    такое было возможно и почему поощрялось Богом? Сарра дала Аврааму в наложницы
    свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо нее (Быт:16:2–3), которая и родила сына. Но стала вести себя непристойно,
    не как служанка, а уже как жена, как хозяйка. Тогда жена взмолилась Богу, и он
    и ей дал ребёнка. И жена настояла, чтоб муж выгнал служанку вместе с ребёнком.
    Тот, недолго думая, посадил служанку с сыном на осла, дал хлеба и сказал: Бог
    поможет. Вскоре запас воды иссяк, но Ангел Божий предотвратил гибель Агари и ее
    сына, указав им на колодец. Он предсказал, что от Исмаила произойдет великий
    народ (Быт:16:15–21), и от второго сына тоже великие народы. Никакой кары, что
    мужчина выгнал женщину с ребёнком, переспал с ней вне брака, т.е прелюбодейничал.
    И в Библии очень много таких примеров.

    Теперь же, в наше время используют суррогатную мать для получения детей
    бездетным семьям (думаю, тут точное соответствие с Ветхим Заветом). Не знаю,
    приветствует ли это Церковь. Но люди вполне снисходительно относятся к такому
    явлению, как суррогатство. Ну уж о вопросе у кого от кого появились дети, когда
    всего-то были Адам, Ева, Каин и Авель... Кровосмешение, прелюбодеяние, сплошной
    грех. Причём все озадачены этим вопросом, и верующие люди в том числе. Но
    многие христиане не хотят задумываться об этом, т.к. не хотят увидеть прародительницу
    всех людей порочной, занимающейся прелюбодеянием со своими сыновьями, отцов со
    своими дочерьми, братьев с сёстрами и т.д., что теперь осуждается, вызывает
    отвращение и негодование в сердце и душе. Теперь также считается, что при
    кровосмешении дети рождаются с отклонениями, не совсем нормальными даже
    психически. Получается, что от Адама и Евы пошло поколение не совсем здоровых и
    не совсем нормальных, т.е. наши предки были людьми с отклонениями в связи с
    кровосмешением, и мы теперь имеем даунов и т.п. явления благодаря нашему
    далёкому прошлому. Кто-то несёт этот ген, и вот такие результаты. Почему в
    Ветхом Завете было можно и прощалось Богом то, что совершенно неприемлемо в
    Новом Завете, т.е. и в наше время?

    Хотя теперь, перечитав Ветхий Завет, меня не удивляет, как Вы написали,
    почему нельзя любить сразу четырёх жён и женщин. Это противоречит всем канонам
    Церковным и человеческим. Почему же в Ветхом Завете это было нормой? Царь
    Давид, Соломон. И сейчас тоже стало нормой. Множество состоятельных мужчин
    ходят в храмы, но при этом имеют две семьи, двоих-троих детей в обоих семьях и
    считают это совершенно нормальным. Причём и эти женщины, зная о наличии второй семьи,
    довольно терпимо к этому стали относиться, т.к. эти мужчины в состоянии
    содержать и тех, и других. Я думаю, если бы они ещё и прочли Ветхий Завет, то
    совсем бы посчитали, что творят Божье дело – плодиться и размножаться. Я совсем
    не хочу богохульствовать, но получается, что всё то, что Бог разрешил в Ветхом
    Завете, потом запретил в Новом. Ни в коем случае не хочу Вас обидеть или
    усомниться в истинности Писания, хотя и оно написано и переписано людьми. Просто
    хочу понять.

    Тата
    специалист
    Москва
    1 октября 2010г.

    Уважаемая Тата, Ветхий Завет для правильного понимания лучше читать с комментариями, с толкованиями. Можно взять толковую Библию под редакцией Алексея Петровича Лопухина, Библейскую историю разных авторов – тот же Лопухин или епископ Владивостокский Вениамин. Можно взять святоотеческие толкования на Ветхий Завет. Думается, такое, сопровожденное необходимым комментарием Священное Писание Ветхого Завета принесет больше пользы нашей душе.

    Ева была сотворена Богом из ребра Адама, таким образом, уже и их брак, с по Вашей логике, был кровосмешением. А ведь он прямо благословлен Богом. Поэтому не будем механически переносить наши понятия на то время. "Грех, - по определению Священного Писания, - есть беззаконие" (1 Ин. 3, 4), т.е. нарушение закона, данного Богом - истинным Законодателем. В допотопные времена запрета на браки между близкими родственниками не было. Условия жизни до потопа были совсем другие, чем сейчас. После же потопа, когда  приумножился грех, быстро стала сокращаться продолжительность жизни, и браки близких родственников начали приводить к вырождению. И уже после этого близкородственные связи стали считаться греховными. Библия не описывает рождение всех людей, но только то, что имеет отношение к спасению человеческого рода. Жены же для Каина и третьего сына Адама, упоминаемого в Библии, - Сифа были взяты из среды размножившихся за это время братьев и сестер.

    В Ветхом Завете нет установления многоженства как нормы, потому что многоженство рассматривалось как снисхождение со стороны Бога по отношению к тогдашнему состоянию человечества, нравственность которого в те времена ещё далеко отстояла от идеалов Нового Завета.

    Приводимый Вами фрагмент об Авраме, Саре и Агари можно разъяснить следующим образом. С того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, у последней не родилось еще ни одного сына. Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь. Она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т. е. как мужу, так и жене. Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза, но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели. Далее Вы не вполне справедливо пишете, что Аврам выгнал Агарь вместе с ребёнком. Дословно это место звучит так: «Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять её, и она убежала от неё» (Быт:16:6)  Этими словами Аврам благоразумно укрощает начавшуюся домашнюю ссору между госпожой и служанкой, указывая действительную роль первой и ее законные права в отношении к последней. Но Сара не нашла в себе достаточного великодушия, а проявила в отношении к Агари некоторую пристрастную суровость. Это пример того, что Писание нисколько не замалчивает и даже не ослабляет и недостатков у праведников, но вместе с тем и не предполагает, что мы должны следовать этим недостаткам. В Библии нигде не говорится, что за совершением человеком проступка тотчас следует возмездие со стороны Бога, Господь милосерд, Он долготерпит наши немощи и ждёт нашего покаяния и обращения. Опять же, не следует трактовать весь этот эпизод как пример для подражания для современных христиан, это было поведение людей древней эпохи, моральные устои которых только начинали свой долгий путь к Евангельскому идеалу.

    Воплотившийся же Господь наш Иисус Христос возводит нас к высшей и большей мере по сравнению с той, которая предписывается иудеям в Ветхом Завете, говоря, что можно и должно руководствоваться верующим в Него заповедями Евангельскими. Это не противоречие, а вырастание из меры в меру: от хорошего к лучшему. Евангельское благовестие стало возможным для восприятия человеческим родом только после прохождения достаточно продолжительного исторического пути следования Ветхозаветному закону, именно в то время, которое было определено на Предвечном Совете Пресвятой Троицы для воплощения Сына Божия. Не раньше и не позже.

    Православная Церковь, безусловно, считает суррогатное материнство грехом по отношению к всецелому единству Таинства брачного союза, результатом которого является совместное рождение детей, ибо Церковь благословляет целомудренный, то есть целостный союз, в котором нет никакого изъяна, нет никакой раздробленности, как бы снисходительно к суррогатному материнству кто-то ни относился. То же касается и многожёнства: поступать по отношению к своей жизни разные люди могут как хотят, но жить с разными женщинами и при этом считать себя членом христианской Церкви – значит объективно сидеть на двух стульях, успокаивать свою совесть внешним пребыванием в ограде Церкви и при этом полностью игнорировать церковное учение о браке и коснеть во грехе.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru