Tweet |
Несовместимость экспонатов с канонами церковного искусства и дискуссия, возникшая по поводу выставки «Двоесловие/Диалог» - основные вопросы, затронутые в разговоре с преподавателями МДА и художниками. Специалисты по христианскому искусству и участники выставки постарались выяснить, можно ли в принципе говорить о конфронтации между Церковью и миром современного искусства и есть ли основания для того, чтобы считать работы художников кощунственными.
«Здесь нет ничего такого, что могло бы затронуть чувства верующего человека», - заявил доктор филологических наук, профессор Владимир Кириллин.
Кощунство - сознательная позиция автора, направленная на то, чтобы насмешкой или издевательским поступком нечто уничтожить. «Здесь же - попытка искренних людей увидеть мир, пропустить его через свое ощущение. Творчество людей, только идущих к Богу, что-то познающих на этом пути, но не стремящихся ничего опровергнуть», - считает профессор Кириллин.
"Русское барокко" художника Андрея Филиппова |
Из экспонатов он отметил инсталляцию «Русское барокко» Андрея Филиппова. «Орлы очаровательны. И не думаю, что в этой композиции есть какой-то вызов», - сказал профессор.
Организация экспозиции со стороны Церкви - смелый и нетипичный в плане миссионерского служения шаг. И если речь идет о примирении, то больше всего оно нужно не Церкви, которая, по словам Кириллина, «открыла свои объятия», а тем, кто оказался по отношению к ней в оппозиции.
«Церковь по природе своей обращена к миру, даже если внутренне она стоит на консервативных, неизменных позициях. Церковь и должна принимать мир таким, какой он есть, пытаясь что-то в этом мире исправить, но не отталкивать», - уверен завкафедрой филологии МДА.
Художник Владимир Куприянов высказал мнение о том, что Церковь может и должна принимать участие в культурной жизни, как это принято, например, в Европе.
«У нас огромная, талантливая страна, и при этом мало чего происходит. Поэтому нам важнее иметь культурные события, а не запрещать их. Открытость свежее, проточнее. А если Церковь закроется, это будет слишком неестественно», - уверен Куприянов.
По мнению художника, дискуссия по поводу выставки «Двоесловие/Диалог» идет не о существе работ, а о «чистоте идеологии», что далеко и от содержания экспонатов, и от атмосферы храма святой Татианы. Одна из главных причин агрессивной реакции на экспозицию - незнание мира современного искусства, который намного шире и разнообразнее, чем эпатажные и скандальные проекты, о которых пишут многие СМИ.
«Если Вы не знаете искусства, не стоит торопиться с выводами. Ведь, не зная математики, Вы не будете говорить, что теорема Ферма - это мракобесие», - привел пример Владимир Куприянов. Самое необходимое сейчас - не создавать и навязывать жесткую, обязательную для всех художественную форму (это пытались делать в СССР), а стремится заинтересовать людей и дать им возможность узнать что-то новое.
«Люди много чего не понимают. Тем, кто колеблется в оценках, надо быть проще и не закрываться от процессов теперешней нашей жизни», - сказал художник. - Человек, думающий о личной ответственности, обязательно должен с этим соприкасаться».
Художник Андрей Филиппов |
Выставка «Двоесловие/Диалог» - первая часть большого проекта, рассказал художник Андрей Филиппов.
Следующим этапом могла бы стать большая экспозиция работ светского христианского искусства России за последние 300 лет, например, в Русском музее. «И особое внимание надо уделить времени, когда у власти были большевики и все люди, ищущие Истину, были под гнетом идеологии», - отметил художник Филиппов.
Проект мог бы завершиться созданием в России музея христианского искусства.
Что касается полемики по поводу выставки, художник отметил, что к подготовке участники отнеслись очень серьезно. «Мы бы не стали делать эту выставку без благословения духовника (говорю о себе лично), приглашения отца Максима и разрешения Святейшего Патриарха», - сказал художник.
Одни из самых обсуждаемых работ - фотографии из цикла «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой.
«Так как Евангелие пронизывает весь наш мир, мне показалось, что эти работы важны, потому что иногда, проходя мимо, мы отворачиваемся от вонючего бомжа и не понимаем весь ужас развращенности, падения человека. Эти люди требуют помощи, а не отпихивания, потому что якобы они «грязные», а спасутся только «чистые», - прокомментировал фотографии Филиппов.
О своей работе «Русское барокко» Филиппов рассказал, что она является одновременно символом разделения (потому что у орлов две головы) и единства (потому что одно тело). Для него, как для человека, давно интересующегося Византией, это прежде всего проблемы разделения Церкви на Западную и Восточную и вопроса о единстве Тела Церкви. А еще - предположение, что когда-нибудь двуглавые орлы снова поднимутся над Святой Софией в Константинополе. А пока, заявил художник, «мы молимся и работаем, и больше ничего».
По мнению доцента МДА Нины Квливидзе, выставка интересна уже тем, что художники искренне выражают свои чувства и пытаются искать ответы.
«Осмотрев всю экспозицию, я ни одной из представленных работ не могла бы привести как пример сознательной насмешки или издевательства над церковными ценностями», - сказала Квливидзе.
Новая форма не означает кощунства. Слово Божие может использоваться и в каноническом, церковном искусстве, и в произведениях отдельных авторов. « Это очень древняя традиция, - сказала Квливидзе, напомнив об апокрифах и народных песнях на библейские темы. - Если это искреннее проявление внимания к Церкви, которое созвучно зрительской аудитории, это прекрасно».
Об «Евангельском проекте» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой Нина Квливидзе заметила, что идея соединения фотографий и цитат из Евангелия замечательна. Однако не всегда фотография соответствует цитате по смыслу.
Например, снимок боснийских мусульман (плачущая пожилая женщина и молодой человек) у мемориала очень точно сочетается с цитатой из Евангелия от Иоанна: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин, 19, 26-27).
Работа Дмитрия Врубеля на выставке "Двоесловие/Диалог" |
А вот цитата «ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф, 8, 9) к фотографии начальника ОВД Центрального округа Москвы во время разгона «Марша несогласных» подобрана не точно. «На фотографии человек злобно дает людям некий приказ, а в Евангелии начальник просит Христа о даровании исцеления его подчиненному», - прокомментировала Нина Квливидзе. Автор соотнес представленные в обоих случаях образы человека, который имеет в своем подчинении некоторых людей (милиционер и сотник), но не учел различие ситуаций.
«Это опять-таки не кощунство, а свидетельство неправильного понимания евангельского эпизода», - считает Квливидзе.
Разговоры о конфронтации между Церковью и современным искусством, на взгляд искусствоведа, парадоксальны. «Оппозиция Церкви и культуры содержит в себе долю лжи. Церковь является живущим сейчас Богочеловеческим организмом. Поэтому Церковь не может быть устаревшей, так же как современность никак не может противоречить Церкви», - заявила Нина Валериевна.
По ее мнению, форма художественного творчества может быть любой, главное, чтобы она была воспринята зрителем. А творчество на христианские темы можно считать даже формой миссионерства. Например, для кого-то работа Гора Чахала «Имена Бога» может послужить поводом раскрыть Священное Писание. «Кому близка эта «проповедь», тот получи от нее пользу, кому не близка, не получит вреда», - уверена Квливидзе.
Фото Юлии Маковейчук
Tweet |
Вставить в блог
Конфронтации между Церковью и искусством нет11 июня 2010
|
Поддержите нас!
А Розенбаум,кстати,хороший артист.
Неужели о.Максим,такой уважаемый священник способен на кощунство?!Не поверю.Ханженство тоже вредно,кстати.
А по поводу места выставки - посмотрите внимательно на фото с лозунгом "спасайся кто может", не говоря даже о том, что выставка с сакральным пространством была под одной крышей, увенчаной крестом. А ведь вся территория внутри церковной ограды является святым местом, не говоря уже о здании.
Также странно и неуместно звучит Ваше упоминание группы "Коррозия металла". Давайте, всё же, будем аккуратнее в словах, тем более, сказанных публично.
Так и Господа обвиняли, что Он проповедовал среди мытарей и грешников. Надо верить в лучшее в человеке. Нельзя построить любви только на отрицании и отрезании. И пусть пока работы были не очень-то близки духу Православия. Но я уверена, что очень скоро мы увидим у кого-то из них иные работы. И не только художественные, но и работу души.
Диалог только начинается. Диалог, начавшийся с урока нам, христианам. Урока Любви.
Неужели в наших храмах в виду терпимости к мировой культуре скоро будут петь Розенбаум или "Коррозия металла"?
Или все же останется у нас так: «Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах"?
Дорогие русские друзья, мы греки к сожалению двести лет стараемся подражать европейцами и не стали ни европейцами ни греками! Этот «греческийй урок» для вас русских, урок вместе с «византийским уроком» о.Тихона. Старайтесь быть в первую очередь РУССКИМИ, такими вы нам нужны, а не подельными копиями Запада.