Tweet |
Храм существовал на Ордынке с XVII века. Сначала - деревянный, освященный в честь Георгия Победоносца. Позднее - каменный, освященный в честь Иверской иконы.
До того, как был сделан храмовый список иконы, в церкви хранился так называемый «заместительный» образ Иверской иконы из часовни у Воскресенских ворот: когда «основную» икону забирали, например, на крестный ход, в часовню помещали «заместительный».
Храм был закрыт в 1929 году. Однако революция коснулась приходской жизни и раньше. В 1918 году после литургии, совершенной Патриархом Тихоном, и крестного хода на выходе из Иверского храма была арестована настоятельница Марфо-Мариинской обители святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.
В советское время в храме строили несколько этажей. Здание отдали сначала кинотеатру, потом приспособили для экспозиции современного искусства. Реставрация началась только в начале 90-х годов. Тогда же начала складываться приходская община. Многие пришли в храм вслед за новоназначенным настоятелем - протоиереем Григорием Иванусой, который до этого был клириком храма Святителя Николая в Кузнецах.
Владимир Андреевич Плохов, староста
Раньше отец Григорий служил в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, а потом позвал меня с собой восстанавливать Иверский храм.
Помню, в 1994 году, когда здание уже было передано Церкви, мы вскрыли храм в присутствии судебных приставов, и я трое суток держал здесь милиционеров, чтобы не было никаких провокаций со стороны организации «Арт-Модерн».
Сейчас у нас самая настоящая община, небольшая - человек 30-40, а весь приход человек 200. Особенно единство чувствуется на Всенощной. Литургия - это подготовка к причастию, а вечером - именно объединение в молитве.
Мне нравится, что в храме много детей. Когда слышны детские голоса - это значит, что приход начинает подниматься.
Татьяна Александровна Михайлова, секретарь прихода, инженер
В конце 80 - начале 90-х годов здесь была постоянная художественная выставка «Арт-Модерн». И хотя отец Григорий официально уже стал настоятелем, ему приходилось покупать билет, чтобы войти в храм.
Когда храм отдали Церкви, мы вместе вытаскивали мусор и все лишнее, что осталось от предыдущих владельцев здания. Дежурили, чтобы не вошел никто посторонний.
Так получилось, что приход я выбрала «не глядя». Только начала ходить в Церковь, искать духовника, и подруга решила помочь. Говорит: «Давай съездим к разным священникам: к отцу Аркадию, к отцу Владимиру, к отцу Григорию...». И я говорю: «Мне к отцу Григорию». Пришла - и так и осталась здесь. И уже потом выяснила, что Иверская икона очень почиталась у нас в родне.
Помню первую литургию. Тогда храм еще был разделен на этажи перегородками, и наверху работала одна прихожанка - швея Светлана. Был март, холодно, а она была в тапочках. Меня потрясло, что она чувствовала себя в храме как дома.
А теперь уже на моей памяти у нас в общине несколько человек выросли и стали священниками. У нас тут именно община: мы все друг друга хорошо знаем, у кого-то и дети тут выросли, обвенчались, своих детей окрестили.
Любовь Дмитриевна Драгомирецкая, свечница
В Иверской храм начала ходить больше 13 лет назад. Направил меня сюда отец Олег Стеняев. Сказал: «Иди к отцу Григорию, я сам ему исповедуюсь». Правда, где-то полгода я еще ходила, смотрела, подойдет мне такой духовник или нет.
Потом уже я вспомнила, что моя тетя была инокиней и подвизалась в Моздоке, на Кавказе. Там был один-единственный храм и как раз с Иверской иконой. Естественно, тетя молилась и за меня, хотя я тогда в церковь не ходила.
Общинка у нас небольшая. И уходило очень мало людей, наверное, человек шесть за все время. Мы тут как в большой семье. Все разные, но все друг другу дороги и очень близки. Батюшка говорит: «Хорошо нам быть вместе везде: и здесь, и там». И мне бы тоже хотелось.
Сергей Антонович Ярыгин, сторож
В храм я пришел вслед за батюшкой. Раньше он служил в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, и я как раз стал туда ходить. В детстве я был пионером, в церковь не ходил, но дома у нас были образа, на Пасху всегда пекли куличи...
Когда мама заболела, она просила ставить за нее свечи. А потом, после ее смерти, я сам стал ходить в храм, молиться. А теперь вот здесь работаю сторожем раз в неделю - для спасения души.
Вообще-то, должность моя - не для общения, но все равно мы тут все общаемся, разговариваем. Я вообще всех людей люблю, прихожан наших... Да и как не любить, если каждый человек - творение Божие? В свое время я работал в пионерлагере, так что и с детишками ладить умею.
Конечно, возникает много вопросов. О вере многое можно узнать из книг, даже необязательно надоедать священнику вопросами. Но важно смотреть, как он молится за литургией, учиться у него молитве.
В храме, в общине у каждого должна быть своя функция, как вот в предложении: точечка, запятая - все на своих местах. Каждый неповторим, а вместе мы составляем как бы единый организм. В этом и есть ценность общины.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!