rss
    Версия для печати

    «Своя» вера, или Униаты и прочие

    Вера народа есть несомненно один из важнейших факторов национальной идентичности, тот «раствор», который скрепляет людей одной нации между собой и служит основой их национального характера и самосознания. Но бывает и так, что «своя» вера появляется у части народа - значительной части.
    История Унии

    Собственно, униатов более правильно называть греко-католиками, то есть членами восточно-католических Церквей, в которых служат по византийскому обряду. Их несколько, самая крупная среди них - Украинская.

    Ну хорошо, греко-католики. А для чего они нужны-то? И откуда взялись?

    Греко-католичество как явление возникло в конце 16 века, а точнее - 1596 году, когда в результате Брестской унии появилась Украинская Греко-Католическая Церковь. Цель создания этого достаточно искусственного образования была очевидной: православные епископы осуществляли духовную связь русинов - так называли себя украинцы, попавшие под польское владычество, - с Русью, через епископов шел обмен информацией и, наконец, Церковь на Украине была идейным центром сопротивления иностранной, а, главное, иноверной власти. Впрочем, украинцы не оставались в долгу - вспомним того же Тараса Бульбу, хоть Гоголь и сильно идеализировал и романтизировал тогдашнюю действительность и тогдашних казаков.

    Задача поляков была - укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением и неопределенными границами, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения «еретиков» в истинную веру у Католической Церкви была еще и очень земная цель: все католики обязаны были платить десятину... Но заставить русинов принять католичество было практически невозможно. И тогда Святой Престол сделал «ход конем»: хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников - а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь. Существовала она при любой власти - и при поляках, и при австрийцах, во времена, когда Польша, а вместе с ней и Западная Украина принадлежали Российской империи, и даже при советской власти. Пожалуй, наибольший подъем и расцвет УГКЦ пережила в период между 1917 и 1946 годами. Разумеется, Собор 1946 года, когда практически все греко-католические приходы Украины перешли в Православие, униаты считают (и со своей точки зрения - вполне справедливо) трагедией. После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украине существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.

    Униатство сегодня

    Что такое униатство сегодня? В первую очередь - самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм - и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле «украинского барокко». Внутри - иконостас, амвон, перед солеей - аналой с иконой и иногда - Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя: яркие краски и некая «простонародность», лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов - вкупе с верой она, видимо, дает им в полной мере почувствовать себя «незалэжными» и «самостийными» украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма - обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях.

    К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя, вполне возможно, эта традиция характерна именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог - памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развевающимися.

    И, конечно, для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом - не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.

    Иллюстрация к аннотации: http://www.gothicart.ru/

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Артем, Иркутск7.04.2010 19:17 #
    ---Автор, очевидно, русская. Статья пронизана шовинизмом---
    Автор этого милого высказывания даже не замечает, как его пафос НАСКВОЗЬ пронизан шовинизмом. Антирусским:))
    Елена, Минск3.04.2010 23:02 #
    Автор, очевидно, русская. Статья пронизана шовинизмом и историческим невежеством. В частности униатская вера была основной на территории Великого Княжества Литовского, пока Иван Грозный и его наследники не вырезали каждого 3-го литвина, т.е. говоря настоящим языком, беларуса, в тринадцатилетней войне Московии против ВКЛ в 17 веке. И основным оправданием этой войне послужило то, что беларусы и часть украинцев не были православными. Не все верят тому, что хотят вложить в уши такие горе-историки как вы.
    Мария Тасалова, Москва20.09.2008 21:01 #
    Моя статья - это, скорее мои личные впечатления от посещения Львова, чем культурологический анализ, я описывала то, что видела. А процесс изучения культуры - любой - бесконечен :)
    Артур, Киев, а не Кыйив20.09.2008 3:20 #
    Спасибо!
    Саша Сопова, Москва19.09.2008 12:39 #
    За ликбез относительно целей Унии спасибо, однако хотелось бы несколько большей тактичности к живым людям на любимом сайте. Без "нэзалежности" в кавычках, потому что реверансы о красоте народных костюмов этого не уравновешивают.
    И обетные кресты, которых более двух тысяч было на Соловках, - это не только в Украине любимая традиция.
    Yulia, Kyiv18.09.2008 15:09 #
    статью можно охарактеризовать следующе: "начали за здравие, закончили за упокой". Из очевидных ляпов:
    1. храмы в стиле "украинского барокко" строили в 17-18 веках по всей территории современной Украины и это характерно больше для православных (Софийский собор, Михайловский, Успенский etc).
    2. "персонажи" в украинской национальной одежде могут быть не только в греко-католических храмах, но и в православных (яркий пример - на колокольне Софийского собора наряду с двуглавыми орлами изображенны козаки в национальных одеждах).
    3. подружки невесты на свадьбе могут быть одеты во что угодно и никакого отношения к униацтву это не имеет. В той же центральной Украине (Полтавщина, Черкащина, Киевщина) очень популярны свадьбы в народном стиле, а если посмотреть по статистике, то униатов там минимум, в основном прихожане УПЦ (МП).
    4. и еще, греко-католичество не является "важнейшим признаком национальной идентичности". Это аксиома.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru