rss

    Вопросы настоятелю / Католичество

    Почему Православная Церковь не принимает католического догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии?

    Почему Православная Церковь не принимает католического догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии? Где можно прочитать об этом догмате подробнее?
    Александра
    студентка
    Москва
    4 декабря 2007г.

    Уважаемая Александра, догмат о непорочном зачатии является одним из специфических учений Римо-Католической Церкви, не разделяемых Церковью Православной, и по оценке православного богословия – не вытекающий из Священного Писания и Священного Предания. Согласно этому догмату, принятому в 1854 году при Папе Пии IХ, Пресвятая Дева в первый момент Своего зачатия от Ее родителей Иоакима и Анны в силу будущих искупительных заслуг Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа по особой дарованной Ей привилегии была освобождена от вины и последствий первородного греха. То есть по сути оказалась в состоянии первых людей до грехопадения. Принятый с целью с одной стороны прославить Пресвятую Деву, с другой стороны – как подготовка к провозглашению последующего догмата о папской веронравоучительной непогрешимости, состоявшемуся при том же Папе Пии IХ на Первом Ватиканском соборе в 1870 году, этот догмат на самом деле вызывает целый ряд принципиальных богословских возражений. Во-первых, если мы его принимаем, по сути дела уничтожается приуготовительное педагогическое значение Ветхого Завета как постепенного многовекового участия человеческого рода в осуществлении главной цели домостроительства – введении «Первородного во вселенную» (Евр.1:6). В каком смысле Божия Матерь может быть Избранной из рода в род, в каком смысле накапливаемая в веках святость прародителей Христа по плоти могла бы иметь значение, если в любой момент человеческой истории подобного рода интервенцией возможно было соделать Ту, Которая оказалась бы в ином онтологическом статусе, чем все остальные потомки Адама? Возникает вопрос и с точки зрения домостроительства спасения, если мы спросим слова свт. Григория Богослова о том, что «не воспринятое и не исцелено», то возникает вопрос, тождественна ли природа Божией Матери природе всех остальных потомков Адама, если Она в Себе не несла последствий грехопадения? В этом смысле человеческая природа, воспринятая Христом от Нее, тождественна ли человеческой природе всех остальных представителей нашего человеческого рода? Возникает вопрос и по отношению к мере подвига Самой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В православном понимании Она ни словом, ни помыслом, ни делом не согрешала, но в Себе, в Своей природе несла последствия грехопадения: утомляемость, болезненность, смертность как главное последствие грехопадения. В католическом понимании оказывается, что Она уже по отношению к греху обладала совершенно иным иммунитетом, чем все остальные потомки Адама и Евы, и в этом смысле нравственное величие Ее подвига также не увеличивается, а уменьшается.

    Безусловно, есть очень большое количество литературы – и православной, и католической – на эту тему. Католическую точку зрения Вы можете узнать, прежде всего, из современного Катехизиса Католической Церкви, где излагается и учение о Пресвятой Деве Марии, или в любом фундаментальном собрании католической догматики. Также Вы можете посмотреть хрестоматию «Современное католическое богословие» (составители Майкл Хейз и Лайам Джером, Москва, ББИ, 2007). Безусловно, православные богословы неоднократно давали оценку этому догмату, в кратком концентрированном виде Вы можете посмотреть ее в статье Владимира Николаевича Лосского «О католическом Догмате Непорочного Зачатия», в его же статье «Всесвятая», а также в исследовании епископа Нафанаила (Львова) о католическом догмате Непорочного Зачатия. Все они содержатся в книге «Хрестоматия по сравнительному богословию», изданном Подворьем Троице-Сергиевой Лавры несколько лет назад.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru