rss

    Вопросы настоятелю / Общество и политика

    Почему женщина не может быть священником и вообще не имеет равных прав с мужчиной?



    У нас часто заходит спор между мной и мужчинами, которые говорят, что
    женщина грязная, и поэтому её не водят к алтарю, что женщина из ребра и потому
    в общем-то не совсем человек, что создана она была, чтоб мужчина не скучал. Но
    я знаю, что женщину не водят к алтарю, т.к. она изначально не может стать
    священнослужителем. А почему не может? И кто придумал, что не может? И почему во
    все века женщина и её права ущемлялись мужчинами? Я не верю в то, что женское
    начало так мелочно значимо. Хотя, в общем, в Библии везде преобладает влияние
    мужчин. Хотя бы сами Евангелия написаны только мужчинами. Но ведь рядом всегда
    были и две женщины. И от Христа отрёкся Пётр, а никак не Мария Магдалина или
    Его Мать. И до конца, до распятия Христа на кресте, рядом были женщины. Много
    споров и разговоров вокруг картины «Тайная вечеря», где многие утверждают, что
    рядом с Христом сидит молодая женщина по правую руку, а никак не молодой
    апостол. И все остальные апостолы возмущены приближением женщины. Я помню своё
    детское первое впечатление от этой картины: у меня не возникло никаких сомнений,
    что там нарисована девушка. И потом, годы спустя, я прочла, что это якобы не
    так. Также многие говорят о том, почему в Библии отсутствуют откровения от
    Марии Магдалины, например. Разве не она снимала с Креста
    распятого Господа нашего? И разве не Мария Магдалина своими волосами вытирала
    истерзанные ноги Христа? И, пожалуй, главное: разве бы Господь Бог доверил бы
    Марии Деве вынашивать 9 месяцев во чреве своём Дитя, вскармливать Его грудью и потом ещё не
    один год выхаживать и воспитывать Его, если женщина так несовершенна, что даже
    не заслужила подходить к алтарю Божьему? Почему же Сам Господь возложил на неё
    столь ответственную миссию, как рождение ребёнка, т.е продолжение рода
    человеческого, когда миссия мужчины в этом деле весьма прозаична, скажем так.

    Учёные провели эксперимент, дав на воспитание 10 отцам новорожденных детей.
    В итоге к первому классу малыши не умели сами одеваться, читать, писать даже
    закорючки. Дети отставали в умственном развитии от своих сверстников, были мало
    общительны и замкнуты. Я думаю, это ответ. Только женщина способна иметь
    терпение и изо дня в день читать с малышом по слогам, учить завязывать шнурки
    на ботиночках, разговаривать постоянно с малышом и т.д.

    Тогда почему же женщина столь ущемлена в своём статусе? Не потому ли, что
    сорвала когда-то яблоко? Но ведь и Адам не отказался откусить от него. Так
    почему же женщина расплачивается?

    Моё мнение такое, прошу, конечно, прощения: думаю, что исторически
    сложилось так, что мужчина физически сильнее, более свободен от быта и домашних
    дел, поэтому ему было выгодно не допускать женщину и ставить её с собой на
    равных. Наверное, это не по-христиански - так рассуждать. Но думаю, что Господь
    дал два сильных начала: мужское и женское – неспроста, ни одно без другого не
    может существовать и не может продолжить род. Значит, эти начала равны, а всё
    остальное - историческая несправедливость. Ведь спустя столетия найдено
    Евангелие от Иуды. Причём, насколько я читала в исследованиях НАССО (очевидно
    доказана его подлинность), возможно, где-то лежит Евангелие от Марии. Познай и
    откроется, познай и удивишься.

    специалист
    Москва
    1 октября 2010г.

    Уважаемая Тата, ответ на вопрос о том, почему женщины не могут быть священнослужителями и ущемляются ли вообще права женщины в Церкви, можно дать следующий. Слова апостола Павла, что во Христе нет разделения на мужчину и женщину – «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28) дают ключ к истинному пониманию положения человека в Церкви. Да, с точки зрения вечности нет разделения, но нет и унификации. Как нет ее и ни в чем другом. Церковь не призывает унифицировать языки, отказываться от национального и культурного своеобразия, не ставит перед каждым как цель жизни изменение своего социального, сословного или общественно-политического статуса, а указывает на то, что в любых жизненных обстоятельствах человеку открыт путь к спасению. Отсутствие унификации предполагает, что и мужчины и женщины, образуя единый человеческий род, предназначены в своем земном поприще к различным родам служения Богу. Открытое женщине недоступно мужчине. И наоборот. Мужчина не может рожать. И это не ущемление его прав, а естественное положение вещей, связанное с его природой. Мужчина редко оказывается хорошим воспитателем в детском саду, что, конечно же, не означает дискриминацию со стороны Министерства социального обеспечения. А женщина не может быть священником, точнее священницей, хотя даже слова такого в русском языке нет. И так есть и будет всегда. И в этом нет нарушения прав человека и Хельсинской декларации, к которой с некоторым уважением относится и Православная Церковь, не принимая ее, конечно, полностью.

    Особое понимание священства отличает Православие от других христианских конфессий. В протестантизме священник, пастор, епископ – это профессор, говорящий с церковной кафедры и занимающийся церковно-административной работой. И в таком случае действительно встает вопрос: почему же, имея административные способности или дар слова, женщина не может этим заниматься? Но Православие понимает священство иначе. Каждое таинство совершается Христом Спасителем, и священник является лишь Его представителем, свидетелем того, что совершает Господь. За священством стоит та тайна, которая превышает человеческий разум: второе лицо Пресвятой Троицы, Слово Божие, воплотилось и восприняло человеческую природу не как дочь Божия, но как Сын Божий. Почему? Мы не знаем. Но ведь мы же оставляем за Богом свободу действовать так, как Он считает нужным для нашего спасения. И в этом нет уничижения женщины. В этом есть тайна домостроительства нашего спасения. Священство каждого иерея исходит не из его личных свойств и достоинств, но из священства Христа, которое уделяется ему для служения, для пользы Церкви. Поэтому священником может быть только тот, кто подобен Господу по своей мужской природе.

    Церковный взгляд вовсе не подразумевает приниженность женщины, и вовсе не подразумевает отведения ей второстепенных ролей обслуги в ограде святой Церкви. Равные, но разные: это святоотеческое изречение является выражением действительного церковного взгляда на место мужчины и женщины в Церкви и в обществе. Перед женщиной же тоже открыты многочисленные возможности церковного служения. Это и участие в богослужебном пении и чтении, и иконописание как одно из высших проявлений духовной жизни христианина, и даже составление литургических песнопений. Скажем, песнопевческие труды византийской монахини Кассии вошли в сокровищницу Церкви. Так что мнимое или видимое отодвигание женщины на второй план в церковной жизни – это, по сути дела, предубеждение, которое складывается из ее неверного понимания. В Православной Церкви женщины не только поют на клиросе, пишут иконы, делают своими руками богослужебные облачения, но могут быть и на самых ответственных местах в церковно-административном служении – экономическом, юридическом и других. Наконец, женщине открыт (кстати, в отличие от других религий – ислама, буддизма) путь ангельский, то есть путь всецелого посвящения себя Богу. Ощущающие в своем сердце призыв к безраздельному следованию за Христом могут принять монашеский постриг и совершить иноческий подвиг, соделавшись Христовыми невестами, – так в песнопениях Церкви именуются мученицы.

    Кроме того, в Православии говорится не только о «подчинении» женщины мужчине. Апостол Павел, по крайней мере, говорит о том, что мужья должны любить своих жен, беречь их как сосуд немощнейший, как существ более хрупких. Иногда мужья любят приводить цитату: «жена да убоится своего мужа», а все остальное, что читается на Таинстве Венчания, почему-то опускают. А ведь, прежде всего, мужья должны любить своих жен. Образ соединения мужа и жены должен быть как образ Христа и Церкви, отношение мужа к жене должно быть таким же, как отношение Христа к Церкви, вообще значительно больше обязанностей именно на мужа возлагается в христианской семье. Именно обязанностей, а не прав начальствовать и топать ногами да говорить: «Делай, как я хочу». И когда с женщины снято бремя ответственности за принятие общесемейных решений, это настолько оздоровляет, настолько легче делает бытие самой женщины. Это то, что так хотят обрести сегодня люди в нецерковных семьях, когда мужья, увы, склонны устраняться от ответственности за то, что в семье происходит, когда несчастные жены берут на себя эту ответственность, оказывающуюся им часто не по силам, — отсюда взаимные обиды, осознание неестественности функции каждого из супругов в таком союзе.

    Поэтому нельзя сказать, что в Православии явный приоритет отводится мужчине, а женщине второстепенное место. Бессмысленность этого упрека раскрывается в той бесконечной любви к Пресвятой Богородице и в том Ее почитании, которые существуют в Православной Церкви и которые указывают подлинный путь ко спасению. Одну из женщин, живших на этой земле, Церковь именует высшим из всех творений, созданных Отцом нашим Небесным, «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть ставит выше всех чиноначалий ангельских сил, свойства которых превышают человеческие свойства неизмеримо. Так о каком же первенстве между мужчиной и женщиной в Православии может идти речь?

    Подробнее об истинном отношении Церкви к женщине читайте в главе Х.5. Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви.   

    На интересующую Вас тему есть также весьма подробная беседа протодиакона Андрея Кураева «Церковь в мире людей. Женщина в Церкви».

    Далее, согласно всем каноническим Евангелиям, распятого Господа снимал с Креста Иосиф Аримафейский (Мф:27:59, Мк:16:45, Лк:24:50-53, Ин:20:38), а не Мария Магдалина.

    Касательно так называемого «евангелия от Иуды», доказана не его подлинность, а прямо противоположное: этот документ является одним из текстов древней секты гностиков. С подробным разбором «евангелия от Иуды» можно ознакомиться в следующей статье. Вообще, не понятно, как с точки зрения науки можно было бы «очевидно доказать подлинность» этого документа, разве у учёных имеются образцы почерка Иуды Искариота? Канонических Евангелий в Церкви четыре. Евангелия были написаны апостолами близко по времени с возникновением Новозаветной Церкви, и при составлении списка канонических Евангелий отцы Церкви исследовали, действительно ли та или другая книга получена прямо от апостола или сотрудника апостольского, и, по строгом исследовании ее содержания, вносили эту книгу в состав книг богодухновенных. Но при этом обращали также внимание и на то, согласно ли учение, содержащееся в рассматриваемой книге, во-первых, с учением всей Церкви и, во-вторых, с учением того апостола, имя которого носила на себе эта книга. Поэтому не стоит полагать, что Церковь свалилась с неба в XXI веке и стала искать и разбирать, какие на свете существуют Евангелия, и какие из них подлинные; настоящие Евангелия изначально были частью Церкви. Поэтому не следует ожидать открытия «новых евангелий» с новыми «откровениями».

    По поводу картины «Тайная вечеря», не вдаваясь в длительные рассуждения, могу сказать, что христианину следует черпать сведения о земной жизни Господа из слова Божиего, запечатленного в Евангелиях, а не из толкований современных выдумщиков на картину конца пятнадцатого столетия.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru