Можно ли православному человеку заниматься треннингами по позитивному мышлению?
Уважаемая Серафима, боюсь, что аффермации, то есть путем произнесения тех или иных формул формируемые установки на так называемое позитивное мышление, непросто согласуются с принципами православной этики и аскетики, которые призывают нас, конечно же не забывая о достоинстве человека и христианина как носителя образа и подобия Божия, не забывать и о том, что к себе мы должны относиться, во-первых, со смирением, во-вторых, с сознанием покаянным наших греховных немощей, и не столько заговаривать себя на позитивные установки, сколько учиться покаянию, то есть осуждению в себе греха и борьбе с ним. Этой последней школе посвящен огромный раздел церковного учительства, который называется аскетикой, то есть учением об усилии, о подвиге, о строительстве духовной жизни нашего внутреннего человека. Может быть, те силы и время, которое мы тратим на аффермации, лучше потратить на то, что мы называем невидимой бранью, и на изучение книг тех людей, которые опытно прошли путем духовной жизни, немалого на этом пути достигли и оставили нам руководящие советы, «правила безопасности духовного дорожного движения»: как идти, где поворачивать, где две сплошные не пересекать, где поскорее, а где помедленнее. Откройте некоторые из этих книг. Возьмите, скажем, «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца, книги Сергея Иосифовича Фуделя, произведения митрополита Антония (Блюма) или святителя Николая (Велимировича) – выдающегося сербского иерарха и богослова ХХ века. Уверен, в них Вы найдете многое, что поможет Вам укрепиться в правильном отношении к себе, к жизни и к окружающим людям.
Поддержите нас!
Tweet |