rss

    Вопросы настоятелю / Литература

    Что Вы думаете о книге Никоса Зерваса «Дети против волшебников»?

    В последнее время много говорят о книге Никоса Зерваса «Дети против волшебников». Рекомендуете ли Вы ее читать и что Вы про нее думаете? Будет ли она полезна для подростков?

    Антон
    студент МГУ
    Москва
    28 января 2006г.

    Уважаемый Антон, мне уже приходилось высказываться на радиостанции «Радонеж» по поводу этой книги, и Вы, наверное, сможете найти этот ответ, более подробно посмотрев аудиоархив этой радиостанции. Это было незадолго до Нового Года.

    Но если кратко, я считаю появление этой книги весьма положительным явлением по нескольким соображениям. Во-первых, эта литература отнюдь не третьего или четвертого ряда, — это литература, а не беспомощное упражнение в словесности. С точки зрения качества, мне кажется, она, несомненно, превосходит аналог тех же книг для девочек, автором которых является Юлия Вознесенская (книги про Юлиану).

    Во-вторых, а может быть даже и «во-первых» — это едва ли не первый опыт современной православной книги (а она задумана даже не как отдельная книга, а как серия) для мальчиков-подростков. Ведь огромная сейчас проблема: у нас нет художественной литературы, новой, церковной по мировоззрению, которую можно было бы дать мальчикам-подросткам на границе с юношеством. Можно, конечно, давать «старые» книги, например, Жюля Верна, – во многом чистые и хорошие, но к формированию церковного мировоззрения имеющие очень косвенное отношение. Отчасти можно найти что-то в советской литературе, но тоже с поправками на тогдашнюю идеологию. Или давать уже более взрослые книги, которые не всякий подросток не со всяким уровнем развития сможет освоить. Здесь же мы впервые (или почти впервые – если знаете, что-то еще, пожалуйста, приведите пример других книг – я буду благодарен) имеем дело с интересным сюжетом, с героями, которым хочется подражать, выписанными не сусально, не моралистически, — реальными современниками наших детей, живущих с ними в одном времени, одними интересами, говорящими с ними на одном языке. Не идеальных, но живых. И здесь же настоящая борьба так нужная мальчикам: да, война, но война за свою Родину, за свои убеждения, за своих друзей с настоящими врагами — не выдуманными, не умозрительными – с настоящими врагами, где проверяется и дружба, и свойства души, война, в которой выковывается вера.

    В-третьих, эта книга исполнит свою задачу и в том, если она у какой-то части подросткового населения выработает иммунитет к, я считаю очень опасной, гарри-поттеро-мании. Еще раз повторю – абсолютно дистанцируясь от взгляда отца А. Кураева, который считает, что можно и нужно придавать книгам про Гарри Поттера некоторую христианскую интерпретацию, — считаю эти книги на сегодня (по тому развитию, которое они прошли от первой и до сегодняшней), и вредными, и опасными для современных подростков. По выработке толерантности и, более того, предпочтительности одобрения принятия магии, магического сознания как возможной формы мышления. Не сказочного волшебства, а магического сознания. Здесь (в книге) дается яркий показ того, как это на самом деле отвратительно, какой обман стоит за теми, кто хочет формировать это магическое сознание.

    В-четвертых, в книге дан живой, достоверный опыт соприкосновения со, может быть, главным в опыте церковной жизни – святостью и старчеством. Понятно, что образ Геронда в данной книге, ясно списан с образа святого старца Паисия Святогорца – там все узнаваемо, вплоть до того, как он сам когда-то воевал, и другие вещи, описанные в его книгах. Но какой же живой опыт! Это не Православие в морализаторских пересказах, это настоящий друг Божий. Святой – это и есть друг Божий, который и тебе становится другом. И как важно именно подросткам узнавать опыт Церкви и опыт святости именно как опыт настоящей дружбы! Вот он умеет дружить со Христом, а ты сумел подружиться с ним. Мне, кажется, это очень ярко в книге представлено.

    Конечно нельзя сказать, что в книге нет недостатков. Встают вопросы о том, не слишком ли резко это написано, нужно ли было более изящную лексику придать этой книге, не нужно ли было более осторожно обойтись с некоторыми фамилиями, какими-то именами? Думается, что к любой книге светского автора можно предъявить те или иные претензии, но в данном случае они совершенно вторичны.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru