rss

    Вопросы настоятелю / Благочестие

    В чем смысл поклонения иконам и мощам?

    Зачем поклоняться мощам, если в Библии сказано: "Господу Богу поклоняйся, и ему одному служи". Бог на Небесах Великий и Живой во веки, зачем искать какие-то образы, иконы, мощи? Разве это не является идолопоклонством? Если бы это было важно, думаю, и Господь Иисус Христос, и апостолы указали бы на эти факты. Но такое идолопоклонство появилось спустя многие годы после перехода апостолов в вечность. Обычно вы приводите примеры Иоанна Дамаскина. Но разве он не был человеком и не мог ошибаться?
    Игорь
    Житомир
    26 апреля 2008г.

    Уважаемый Игорь, странно Ваше побуждение получить от священника ответ на вопрос о поклонении святым, мощам, иконам иной, чем есть у Святых Отцов, чем есть в Святой Православной Церкви. Священник, принимающий сан, самым фактом этого принятия внутренне свидетельствует, что между его верой и верой Православной Церкви нет никакого различия. В том, о чем он будет свидетельствовать и учить, не может быть какой-то особливости и странности. Поэтому все, чем я могу Вам помочь, это привести еще одну цитату – из Пространного Катехизиса святителя Филарета Московского о том, в каком смысле Православная Церковь понимает почитание икон и мощей святых угодников Божиих: «265. Следующими свидетельствами мы утверждаемся в вере в то, что святые, по преставлении своем (т.е. по переходе: смерть христианина называется переходом к Вечной Жизни), чудодействуют тем или иным образом.

    Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4Цар.13,21).

    Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы в его отсутствие (чудеса происходили и от его платков и опоясаний) (Деян.19,12). На этом примере мы видим, что святые и по кончине своей равно могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение.

    Святой Григорий Богослов в Первом обличительном слове на Иулиана говорит: "Не постыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже (даже не) убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных (них) за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже (как бы) в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести, и торжества праведно учреждена суть. От них же и демони прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления и их же пророчества. Их же едина телеса равномощна (равной силы) суть душам святых, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем (действуют так же, как и телеса)" (Собр. творений. Т.1. С.90).

    Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Мощи святых аки (как) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают". Как бы в объяснение этого он замечает: "Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог" (Точное изложение православной веры. Кн.4. Гл.15. С.3-4)».

    Об иконах свт. Филарет говорит следующее:

    «513. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

    514. Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном (передвижном) храме еврейском, золотые священные изображения Херувимов, и притом в той, внутренней, части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

    515. Этот пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что он объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон.

    516. Слово "икона" (с греческого) значит "образ", или изображение. В Православной Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

    517. Употребление святых икон не было бы согласно со второй заповедью только в том случае, если бы кто-то стал боготворить их. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, ибо в таком случае иконы суть книги, в которых написаны вместо букв лики и предметы (свт. Григорий Великий. Письма, кн.9, письмо 9, к Серену епископу).

    518. Во время поклонения иконам следует быть в следующем расположении духа: взирающий на них должен умом взирать к Богу и святым, которые на них изображены».

     

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru