rss

    Вопросы настоятелю / Исповедь и причастие

    Как часто надо причащаться св. Христовых Таин?

    Как часто надо причащаться св. Христовых Таин? Можно ли исповедоваться чаще, чем причащаться? Могу ли я исповедоваться, но не причащаться св. Таин, если нет возможности посещать службы перед причастием и соблюдать пост?

    Евгения
    21 марта 2005г.

    Уважаемая Евгения! В нынешней практике в нашей Церкви чаще всего исповедь предваряет Причастие, более того, за редчайшими исключениями, в пасхальные дни или по иным урочным случаям, человек у нас не приступает к Святым Христовым Тайнам, предварительно не исповедовавшись. Хотя преобладающая практика такова, но, конечно же, исповедоваться можно и нужно чаще, чем мы причащаемся. Потому что у человека, живущего внимательной духовной жизнью, сочетается как бы два рода исповеди: одна из них — это покаяние в грехах, которые сейчас обожгли сердце, некоторые греховные падения, которые отозвались, или осознание более глубокого, что было в моей жизни прежде. Здесь, конечно, нужно срочно и обязательно исповедаться, даже вне зависимости от того, говели вы или не говели, готовы или не готовы. Нельзя жить с тяжелым грехом, со смертельными грехами. Хотя бы для того, чтобы не закоснеть в этом грехе.

    Другой род исповеди, который тоже важен для христианина, который практикуется в монастырях, и для всякого человека полезен. Это то, что можно назвать откровением помыслов. Человек проживает внимательно и ответственно некоторые промежутки своей жизни, день, две недели. Более того, по милости Божьей, чаще всего по милости Божьей, не совершает тяжких смертных грехов за это время, или даже особенно тяжких грехов. Но, тем не менее, он видит, что в нем продолжают иметь место приступы раздражения, желание отстраниться от близких, невнимательность к духовным нуждам окружающих и иных каких-то грехов, то нужно идти исповедоваться. Внимательно к этому относясь и понимая, что назавтра он от этого не избавится, а это то, с чем можно вести борьбу еще довольно долго, вот этот некоторый тщательный внутренний счет, отчет своего состояния приносит человек перед крестом и Евангелием своему духовнику, а, прежде всего, Христу-Спасителю.

    Вот такого рода откровение помыслов, издревле практикующегося в Церкви, тоже должно иметь место и не обязательно предваряет собой Причастие, а просто помогает человеку утвердиться в правильном течении его духовной жизни.

    Ну, а определение сроков говенья, частоты Причащения разумнее всего делать вместе со своим духовником, здесь нет единых стандартов. Для одного человека хороша одна форма, для другого — другая, нельзя сказать — вот, все, извольте причащаться (даже в пределах одного прихода) раз в месяц, два раза в месяц или каждую неделю, или многодневными постами только.

    Здесь каждый переживет это, как свою встречу со Христом, это как индивидуален каждый человек, как образ и подобие Божье, также и здесь индивидуальны вопросы Покаяния и частота приобщения.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru