rss

    Вопросы настоятелю / Священное Писание и Предание

    Противоречат ли друг другу заповеди: «Любите ближних своих» и «Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лк.14,26)?

    В Новом Завете есть две, на мой взгляд, противоречивые заповеди: «Любите ближних своих» и «Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лк.14,26). Очень бы хотелось разъяснить это противоречия.

    Татьяна
    студентка
    Москва
    29 сентября 2004г.

    Уважаемая Татьяна, Ваш вопрос, который Вы задаете, как и ряд других – я всегда встречаю с некоторым внутренним недоумением. Потому что, как правило, человек, если он серьезно стремится познакомиться с церковной традицией, с Евангелием, наверное, должен предполагать, что на подобные, мнимые в Евангелии противоречия за две тысячи лет в церковной традиции давно даны внятные ответы. Честно говоря, вызывает недоумение: почему не приложить самый небольшой труд с тем, чтобы эти имеющиеся ответы найти, а не получить их в кратком, препарированном интернет-виде. Простите, если я Вас обидел, но это предварение, ибо ответ задан публично, публично хотелось и сделать.

    Теперь что касается сути вопроса: во-первых, в Новом Завете нет заповеди любить ближних своих, а есть заповедь первая и высшая – возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом, и вторая, подобная ей – возлюбить ближнего (в единственном числе сказано) как самого себя. И как раз в единстве этих заповедей и есть ответ на Ваш вопрос: «если кто не возненавидит отца, мать, жены, детей, братьев и сестер, тот не может быть Моим учеником» — потому что подлинная любовь к ближнему означает помещение этой любви в должное иерархическое соподчинение по отношению к любви к Богу. Преподобный Серафим Саровский неслучайно говорит о том, что «только то добро имеет цену и в этой жизни, и для вечности, которое сделано Христа ради». Только та любовь по отношению к человеку приносит и для нас, и для самого человека, которая является желанием ему вечного блага. Не выстраивание наших отношений только здесь, не обладание человеком так, как нам хочется, не исчезновение одного в другом, а устремление людей, взаимно, к вечности. И такое расположение души невозможно без любви человека к Богу. Господь говорит об этом однозначно. Сколько мы, увы, знаем трагических примеров, когда не знающая любви к Богу человеческая либо любовь-страсть мужчины и женщины, либо любовь-жажда обладания родителей к детям, либо иные виды «любви» калечат жизни других людей. Если Вам это действительно глубоко интересно, прочитайте книгу Клайва Стейплза Льюиса «Любовь» (в другом переводе «Четыре любви»), там об этом очень глубоко говорится.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru