rss
    Версия для печати

    Изображение Евхаристии в церковном искусстве

    Корзина с хлебами, жертвоприношение Авраама, причащающий апостолов Христос — что общего у этих сюжетов? В разные периоды своего существования церковное искусство с помощью этих изображений пыталось выразить суть главного христианского Таинства — Евхаристии.

    Символическое изображение Евхаристии встречается уже в раннехристианском искусстве: в живописи катакомб (III — IV век) нередки изображения хлебов и рыбы, которые символизировали это центральное Таинство Церкви. На первый взгляд корзина с хлебом и рыбы четко указывают на конкретные чудеса с умножением хлебов и рыб, совершенные Христом, но у этих образов есть более глубокий смысл. Художник пытается иносказательно поведать о важнейшем Таинстве Церкви.

    Роспись в катакомбах Каллиста. Рим, III в.

    Язык символов играл в первохристианском искусстве очень большую роль. Символизм объясняется, с одной стороны, необходимостью выразить посредством искусства истины, которые не подлежат прямому изображению, с другой стороны, иносказательный язык символов позволял скрывать от неверующих и оглашенных до времени их крещения учение о сути Таинств. Кроме того, изображение рыбы было символом Самого Христа, так как греческое слово «рыба» - ΙΧΘΥΣ - представляло собой монограмму Его имени: «Иисус Христос Бога Сын Спаситель». Другим символом Евхаристии были изображения виноградных лоз, сцен сбора винограда, птиц, клюющих гроздья. Подобные символико-аллегорические композиции обсуждались в 692 году на Пято-Шестом (Трулльском) Соборе. Отцы Собора обосновали необходимость прямого и конкретного образа, основанного на факте воплощения Бога, а «древние образы и сени», то есть, символы и аллегории, были признаны хотя и достойными почитания и соответствующими нуждам определенной эпохи, но не выражающими полноту благодати. Иконографическая символика не была исключена совершенно, но отошла на второй план.

    Указанием на Евхаристию служили в раннехристианский период многие сюжетные композиции катакомб, мозаики первых храмов, рельефы саркофагов. Художники целенаправленно использовали прообразы Ветхого и Нового Заветов, связанные с Евхаристической тематикой. Например, жертвоприношения Авеля, Авраама и Мельхиседека, сцена беседы с самарянкой, чудо в Кане Галилейской, чудо насыщения пяти тысяч человек.

    Кроме этого, уже в катакомбах встречаются изображения неких христианских трапез, где мы видим верующих вокруг стола, на котором могут лежать хлебы, рыба, стоять сосуды. Однако нельзя с уверенностью сказать, что все эти сцены есть изображения конкретного события — Тайной вечери. Искусствовед Андре Грабар полагал, что ряд этих сцен может изображать души умерших в раю, другие могут изображать агапы первых христиан, на некоторых может изображаться Христос с учениками. Но связь этих сцен с Таинством Евхаристии не вызывает сомнений. Часто такие изображения помещались в глухих арочных нишах катакомбных стен — аркосолиях, которые располагались непосредственно над захоронением мученика. Именно в этих нишах, прямо на могильной плите совершалась Литургия, следовавшая за погребением умершего.

    Роспись в катакомбах Домициллы. Рим, IV в.

    Первое изображение трапезы, которое можно точно идентифицировать как Тайную вечерю, содержится в Евангелии из Россано VI века. Художник при построении композиции заимствовал дохристианскую, античную схему изображения симпосия. Христос и двенадцать апостолов возлежат у полукруглого стола, на который помещен большой сосуд — блюдо. Иногда на блюде изображалась рыба, служившая символом евхаристической Жертвы. Самое почетное место за столом, первое слева, занимает Иисус Христос. В античной культуре вторым по значению местом за столом считалось либо место напротив главы торжества либо место правее его. Именно там — прямо следом за Христом, правее Его, обычно изображался апостол Петр. Иуда Искариот, изображавшийся как правило протянувшим руку к блюду (Мф. 26, 23), часто помещался напротив Христа (например, на миниатюре Хлудовской Псалтири), так зримым образом подчеркивалось его противление Богу.

    Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия

    Со временем композиция сцены несколько меняется. На иконах средневизантийского периода появляется архитектурный фон — образ Сионской горницы. Апостолы уже не возлежат, а сидят вокруг стола, причем так, что некоторые оказываются как бы спиной к зрителю. Рядом со Христом изображается Иоанн Богослов, положивший голову на грудь Спасителя (Ин.13, 23), а следом за ним уже Петр. Иуда, как и в более ранних памятниках протягивает, руку к блюду. В фигурах апостолов появляется оживленное движение: они поворачиваются друг к другу, склоняют головы, динамично жестикулируют. Очевидно, что передается конкретный исторический момент предсказания о предателе: апостолы опечалены, в смятении каждый переспрашивает «не я ли, Господи?».

    Хлудовская Псалтирь. Константинополь. Ок. сер. IX в. ГИМ, Москва

    В искусстве Церкви существует и другая композиция, раскрывающая тему Евхаристии — «Причащение апостолов». Она появляется достаточно рано — в VI веке — сначала в книжной миниатюре и памятниках декоративно-прикладного искусства, например, можно встретить такую сцену на сирийских дискосах. Композиция строго симметрична, в центре помещен престол под киворием, таким образом изображается некое алтарное пространство. Христос  может быть изображен дважды: с одной стороны престола Он причащает апостолов Телом, с другой — Кровью. Апостолы, разбитые на две группы по шесть фигур, стоят по сторонам престола, или торжественно шествуют к нему. С литургических сосудов эта композиция, ставшая очень популярной, в XI веке «перемещается» в самую важную зону храмовой декорации — на стены апсиды, а потом и в иконостас, как сень над царскими вратами.

    Дискос из Рихи. Сирия, 567-578 гг. Дамбартон-Окс, Вашингтон, США

    Иконография «Причащение апостолов» изображает не конкретное историческое событие — Тайную вечерю, которая произошла в определенное время и в определенном месте — в четверг перед Пасхой в сионской горнице. «Причащение апостолов» изображает нечто, происходящее вне времени и вне пространства. Эта иконография имеет глубокий тайноводственный смысл. Христос Сам совершает Евхаристию в небесной скинии, так как Он есть и «Приносящий и Приносимый, Приемлющий и Раздаваемый»1. Зачастую вместо Иуды Искариота изображается апостол Павел, что усиливает ощущение вневременности происходящего, так как Павел (тогда еще Савл) никак не мог  присутствовать на Тайной вечере. Группы апостолов могут замыкать ветхозаветные цари Давид и Мелхиседек.

    Икона праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. Начало XV в.

    В XIV-XV веках происходит иконографическое осмысление темы священства Христа: Спаситель часто изображается в архиерейских одеждах, а ангелы, держащие в руках свечи, кадила, или рипиды, — в диаконских. В позднем византийском искусстве композиция «Причащение апостолов» появляется в памятниках лицевого шитья, в основном на воздухах, но иногда и на облачениях духовенства.

    Мозаика апсиды Михайловского Златоверхого монастыря. 1113 г. Музей собора Святой Софии, Киев 


    1    Молитва священника, читаемая на Литургии во время Херувимской песни.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru